Слово архимандрита Дионисия в Неделю о мытаре и фарисее 9 февраля 2014 года

размещено в: Живая лента | 0

Сегодня, дорогие братья и сестры, Господь сподобил нас приблизиться к Великому посту. Вчера за Всенощным бдением и сегодня в конце Божественной литургии мы слышали с вами церковное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Этим песнопением Святая Церковь приуготовляет нас к покаянию и к вхождению в Великий пост.

В человеке есть одна замечательная способность – осознавать прошлое. И в этом прошлом давать критическую оценку своим поступкам, произнесенным словам, даже сокровенным мыслям, видеть свои ошибки и стремиться в будущем, не совершать их.

Эта способность обращаться к прошлому дает нам возможность впитать в себя величайший подвиг, совершенный новомучениками и исповедниками России, понять и осознать их стояние за веру до конца. Эта память обязывает нас быть достойными их величайшего подвига. В этой памяти определяется наша жизнь – они не зря пролили свою кровь, они не зря совершили свой крестный подвиг, взошли на свою Голгофу. Они сделали это, чтобы очистить народ от скверны греха, в которую он погрузился.

Эту память хотят в нас уничтожить. Мы помним, как после страшных событий семнадцатого года спешили разрушить все старое. А почему? Да потому что человек непомнящий – он никто! В нем не остается ничего человеческого. У него нет близких, родных, у него нет истории, нет памяти.

Заметьте, тем же путём, которым шли безбожные власти нашей страны, идут и нынешние правители мира, пытаясь развратить человечество, окунуть его в пучину греха. И главное, над чем они трудятся – над памятью. Чтобы забыли всё. Забыли всё доброе, что совершали их народы, забыли свою христианскую историю, забыли общечеловеческий путь развития. Они испоганивают священную память о прошлом, они оскверняют святыни, они позволяют осмеивать памятники, которые поставлены в честь героических событий народов. Все это делается для того, чтобы у человека вытравить чувство покаяния, чтобы он не мог оценивать и осознавать свои поступки.

Способность человека к переоценке своей жизни и проявление своей воли к изменению ее называется покаяние. Способность критической переоценки, безусловно, нужна и в науке, и в искусстве, и в экономике, и в политике, и в быту. Но особенно она нужна в духовной жизни. Если человек теряет эту способность, то он начинает топтаться на месте. Духовный рост его прекращается, он постепенно теряет свои человеческие качества и скатывается до животного состояния – что мы с вами и видим сегодня.

Вспомним сегодняшнюю притчу, которую мы слышали в Евангельском чтении. Два человека входят в храм. Один фарисей, другой мытарь. Оба пришли помолиться. Молитва – зеркало души. По молитве мы можем судить о душевном устроении человека. Фарисей уверенно входит в храм, проходит на свое привычное место, поднимает глаза к Небу и говорит: «Боже, благодарю Тебя…». И, кажется, наш разум подсказывает, что он будет сейчас говорить: «…благодарю Тебя за жизнь, за этот бесценный дар, который ты мне дал, за тот день, который сегодня наступил, за то, что я пришел сюда в храм, что у меня дома все нормально, все живы, все в порядке…». Но, оказывается, он благодарит Бога за то, что он не таков, как другие люди: сам он очень хорош, а всем остальным далеко до него.

И в это же время – мытарь. Тайком, бочком заходит он, становится в какой-то угол, чтобы его никто не видел. И слов-то он найти не может и головы поднять не может. Весь сжавшийся внутренне и внешне, какими-то клокочущими звуками он выдавливает из себя: «Боже, милостив буди мне грешному!»

Как говорит Святое Евангелие, мытарь ушел оправданным, а фарисей осужденным.

Интересно, на кого мы похожи. Ведь притча дана для нас, значит, мы должны из нее извлечь какие-то определенные уроки. Кто здесь положительный герой, а кто отрицательный? Вот фарисей. Думали ли вы когда-нибудь, что до фарисея нам трудно дотянуться? Фарисей вполне искренно приводит целый ряд заповедей, которые он неукоснительно соблюдает. В исполнении какой Божией заповеди можем свидетельствовать перед Богом мы с вами? Кто из нас соблюдает хоть малую часть того, что делал фарисей?

Фарисей и мытарь зашли в храм для молитвы. Посмотрите: ни суеты, ни разговоров, ни хождения по храму.

А мы за 20 лет так быстро привыкли к тому, что храмы открыты, что к святыням мы свободно можем прикасаться, все это нам доступно, все это само собой. Некоторые уже не помнят, что какие-то храмы были разрушены, осквернены, стояли без окон, без дверей, подчас без крыши или без одной стены – все это через два десятка лет стало так далеко в прошлом, что цены этому как бы вроде бы и нет. 

Между прочим, я помню, как мама меня водила в храм Божий. С каким благоговением люди подходили к территории храма, как прежде чем войти в храм они совершали с благоговением крестное знамение, молились, пытались отрешиться от того, что только что было на улице перед храмом.

Это ведь не память моего возраста, это старая традиция, так жил весь наш народ. Зайдите в соседний храм через дорогу, где служат по тому древнему чину, и вы увидите, с благоговением люди входят в храм, совершая так называемые входные поклоны с молитвами, а у нас входные молитвы только священник совершает, перед тем как начать службу. Да и в храме-то они совсем по-другому стоят, чем мы. Войдя в храм, каждый встает на свое место и больше не сдвигается с него во всю службу, а служба ой-ё-ёй какая долгая в два, а то и в три раза дольше, чем мы с вами Богу отдаем наше драгоценнейшее время. Шумной толпой входим мы в храм, и начинаются встречи, хождения, разговоры. Раньше люди приходили в храм пораньше для того чтобы приложиться к чтимым иконам, поставить свечи, подать записки о своих близких, утихомирить свою душу. Чтобы все было готово к началу нашего земного восхождения на небо – ведь храм Божией, это небо на земле, а на небе невозможна суета, которую мы себе позволяем.

Начинается служба, и только слышишь, как хлопает дверь: пять минут прошло – пришли, десять минут прошло – пришли, двадцать минут прошло – пришли. Кто-то покупает свечи, кто-то протискивается к иконе, а кто-то спешит на исповедь, почти лишая себя Божественной литургии, чтобы, выполнив свой долг, исповедовавшись, в конце службы подойти, к Причастию Святых Христовых Тайн. Все это как-то не так.

А вот до мытарева смирение нам действительно далеко. Мы приходим в храм Божий, чтобы что-то получить, заказать что-то, то есть мы приходим к Богу с какой-то проблемой и выстраиваем с Ним деловые отношения. Мы обращаемся к Нему: «Вот Ты мне Боже, дай то-то, то-то и то-то, а я Тебе закажу молебен, поставлю свечку, а если не выполнишь, могу ведь и обидеться».

Думаю, что надо взрослеть – взрослеть духовно, потому что то время, в которое мы можем стоять здесь под сводами святого храма, сокращается. Надо подумать о своих детях, чтобы дети помнили и знали, кто их Творец, кто создал этот мир, чтобы они знали для чего они появились в этом мире, что от них ждет Бог, что они должны оставить в этом обществе, какими они должны быть, помнили и знали историю своей Родины, историю своей семьи.

А мы живем не этим, а страхами всякими – мы ведь боимся не Бога, а его вечного противника: мы боимся наговоров, колдунов, всяких черных людей. Да, их бояться нужно, бояться нужно тем, кто с Богом не живет, кто с Богом не дружит, вот им надо бояться, хотя тоже чего им бояться, если они все равно служат диаволу и слугам его. Надо разобраться и выбрать для себя путь. Дай Бог нам сил, дай Бог нам разумения, дай Бог нам понимания того, что происходит за стенами храма. Не нужно быть как страусы, зарывшиеся в песок, не поможет. У нас дети растут – дети, в которых если мы не вложим, никто не вложит, потому что это будет уже невозможно. Спешите, спешите времени очень осталось мало. Я не угрожаю, — никогда этим не страдал – я верю в силу Божию и верю, что только в Боге можно быть счастливыми, удивительно счастливыми, а мы и есть счастливые, если умеем каяться, если умеем с Богом разговаривать, потому что без разговора с Богом, без молитвы мы становимся духовным трупом. Бог нам дал все – Бог обращается к нам Своей благодатью, Он протягивает к нам руки всегда не зависимо от того, какой точкой мы к Нему оборачиваемся. Будьте милостивы к себе. Начните с себя, и вы увидите, сколько прекрасных людей вас окружает, сколько людей нуждаются в вашей любви, в вашем добром, теплом отношении.

Вы дети Божии, вы творение Божие – высшее в этом мире. Храни вас Господь.