История храма

Среди лесов в конце XV – середине XVI веков на обширной, обильной реками и ручьями, северо-восточной окраине города Москвы расположились дворцовые села: Красное, Рубцово (Покровское), Преображенское и Семеновское.

Дворцовое село Покровское («Рубцово тож»), известно с XIV века. Владельцами-вотчинниками Покровского были в XIV-XV веках Рубцовы, в XVI веке — Юрьевы-Захарьины, в XVII-XVIII веках — царская семья Романовых. В сохранившихся документах село впервые упоминается лишь в XVI веке, но можно предположить, что оно существовало двумя столетиями ранее. В незапамятные времена в этом селе вблизи впадения в Яузу речки Рыбенки возвели деревянный храм святителя и чудотворца Николая.

Никольская церковь в Покровском с самого начала была приходским храмом, в котором крестили, венчали, отпевали и на местном кладбище, здесь же в Покровском, к востоку от здания храма, за небольшой оградой погребали. С первых захоронений в XVI-XVII веках вплоть до 1772 года погост при церкви был для прихожан их родовым кладбищем. Прошли долгие десятилетия, прежде чем старинное приходское кладбище окончательно ушло в землю, исчезли замшелые каменные плиты, обложенные дерном, разрушились потемневшие от времени деревянные кресты.

Сведения о датах закладки, строительства и освящения первой деревянной церкви святителя Николая Чудотворца в Рубцове неопределенны и разноречивы. В ежегодных клировых ведомостях, которые хранились в ризнице храма и подавались в Московскую духовную консисторию, в первой половине XIX века в соответствующей графе регулярно сообщалось: «Построена и освящена 1613 года майя 5-й день, при чем и сам царь Михаил Федорович изволил присутствовать».

Деревянные храмы под воздействием московских ветров, дождей, снежных метелей быстро ветшали, часто горели и, как правило, через каждые 40-50 лет перестраивались. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году была вновь отстроена церковь Николая Чудотворца. В летние месяцы 1721 года деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста, что хорошо просматривается на плане 1739 года.

Вместо древних деревянных церквей в приходах за Земляным валом стали воздвигаться величественные соответствующие требованиям времени храмы. Начало строительства каменного храма Николая чудотворца нужно отнести к первой половине 1750-х годов. На Генеральном плане Покровской усадьбы императрицы Елизаветы Петровны в 1752 году показан храм святителя Николая закрашенный красной краской, что означает каменную постройку. 13 февраля 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». К этому времени уже почти был готов новый храм. Столпообразный одноэтажный храм в два света, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженого без клейм».

На протяжении XVII-XVIII веков храм святителя Николая был свидетелем многих событий из жизни семьи Романовых, так как находился напротив государевой усадьбы и Покровского дворца. Среди уроженцев и жителей Покровского всегда особо отмечали Ивана Тихоновича Посошкова (+1726), русского экономиста и публициста эпохи Петра I. В 1740-х годах прихожанами Никольского храма была семья Суворовых — в этот период времени на военную службу в Семеновский полк был определен сын Александр, будущий генералиссимус А.В. Суворов. В приходе храма были записаны многие известные в Москве купцы и промышленники.

В 1752 году село Покровское вошло в состав Москвы во вновь созданную Покровскую полицейскую часть. В 60-е – 70-е годы XVIII века в ризнице Никольского храма в Покровском появились законопослушно оформленные «геометрические» планы на церковную землю. Николо-Покровский приход включал в себя территорию, ограниченную, с одной стороны, Семеновской слободой, правым берегом Яузы от Покровского моста до Немецкой слободы, с другой стороны – Большой (будущей Большой Покровской) улицей.

Антиминс на освящение новопостроенного Никольского храма в апреле 1766 года был выдан и подписан митрополитом Московским и Калужским Тимофеем (Щербацким). Освящение новопостроенного каменного кирпичного храма святителя и чудотворца Николая, что в селе Покровском с колокольней состоялось 15 апреля 1766 года, Великим постом в Лазареву субботу накануне Недели Входа Господня в Иерусалим. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Торжественный чин освящения каменного храма святителя и чудотворца Николая в Покровском совершил протоиерей Архангельского собора Кремля Иоанн Комаровский. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году.

Документы не сохранили имен архитектора и строителей первого каменного храма. Составленная в 1888 году членами Московского археологического общества «Метрика» (ЦИАМ. Ф.454.Оп.3.Д.58) и фотогравюра (по фотографии начала 1880-х годов) из альбома Н.А. Найденова (Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч.4. М.,1883.№64) позволяют нам документально воспроизвести внешний и внутренний облик Николопокровского храма, построенного в конце XVIII века, простоявшего без изменений до перестройки трапезной более 125 лет и дошедшего до нашего времени своим четвериком и четырехскатным сводом.

Наружные стены алтаря и храма были гладкими и прямыми. Северный, а возможно, в симметрию с ним и южный фасад четверика были украшены «сложными и нарядными деталями». Небольшие окна с решетками, сохраняя тепло, пропускали мало света: два окна находились в алтаре на южной и северной сторонах, в предалтарии два внизу, три вверху также по сторонам, два полукруглых окна в своде с северной и южной сторон с характерными для стиля барокко наличниками в виде «ушей».

В одно время с храмом с западной стороны присторили каменную в три яруса колокольню с папертью под ней. По нижнему периметру среднего яруса новой трехъярусной кирпичной колокольни была поставлена надпись: «Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом».

При настоятеле протоиерее Матфии Глаголеве по проекту П.П. Зыкова в 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

Никольский храм. Зима. Год 1914.Н

При перестройке трапезной и приделов храма в 90-е годы XIXвека над западным выходом были устроены хоры для певчих. Слева в Покровском приделе в нише стоял объемный киот, как малая часовня, с иконой преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне в пустыньке. Перед этим образом в храме еженедельно читали нараспев акафист Преподобному. По четвергам также нараспев славили в акафисте святителя Николая Мирликийского.

К 1913 году дом обветшал и его перестроили. В воспоминаниях К.С. Столярова, правнука М. Н. Константиновой звучит восторженная похвала дому 102 по Покровской улице, в котором прошли его детские годы: «Дом был поставлен по старому московскому обычаю в полтора этажа — „бельэтаж“: нижний этаж, полуподвал, где были службы, дворницкая, прачечная из камня. И верх — из прекрасного выдержанного строевого леса. Дерево в наших комнатах надежно удерживает тепло, предохраняет от болезней. Стены отделаны вагонкой. Огромные двери с массивными медными ручками, высоченный потолок, сложенный из отборного соснового бруса. Все это превосходного качества, с замечательным естественным рисунком натурального дерева.

Гордостью дома были прекрасные голландские печи, облицованные великолепными белыми изразцами. Дом строился на одну семью. Все комнаты сообщались, и печи зеркалами выходили на две-три комнаты. После революции в дом поселили 11 семей, каждая со своей судьбой и своими проблемами. И дом зажил иной жизнью».

Прихожане разного благосостояния и сословий были едины в общем христианском стремлении благоустроить свой приходской храм всем миром и помнили об этом долгие годы как о значительном событии в своей жизни. В более поздней служебной записке 1905 года настоятель храма Димитрий Беляев, сменивший настоятеля Матфия Глаголева в 1900 году, называет эти дома главных благотворителей: «дом С. Смирнова, бывшего нашего церковного старосты, собравшего более 70 тыс. рублей на перестройку приходского храма и пожертвовавшего из своих средств более 5000 рублей на эту перестройку, дом Ив. Зубова, также бывшего нашего церковного старосты, много потрудившегося при этой перестройке и также пожертвовавшего на перестройку более 5000 руб., дом Тимонина, бывшего представителя от прихожан, Мухина, представителя от прихожан в настоящее время, дома Козьминых, Бакулина, Леонова, Самцова, Осипова, Зубова и других прихожан. Все эти люди – искренне и горячо расположенные к своей церковно-приходской жизни и часто помногу жертвовали на благоукрашение храма».

Одним из первых арендаторов на погостной земле Николо-Покровского храма был московский мещанин из рода Константиновых. Во владении храма святителя Николая в Покровском по Покровской улице 102 Якову Константинову в 1861 году позволили построить свой дом, ставший для многих поколений Константиновых родовым гнездом.В ноябре 1908 года в храме святителя Николая в Покровском состоялось венчание Бориса Константинова с Пелагеей Самохиной.

К 1913 году дом обветшал и его перестроили. В воспоминаниях К.С. Столярова, правнука М. Н. Константиновой звучит восторженная похвала дому 102 по Покровской улице, в котором прошли его детские годы: «Дом был поставлен по старому московскому обычаю в полтора этажа — „бельэтаж“: нижний этаж, полуподвал, где были службы, дворницкая, прачечная из камня. И верх — из прекрасного выдержанного строевого леса. Дерево в наших комнатах надежно удерживает тепло, предохраняет от болезней. Стены отделаны вагонкой. Огромные двери с массивными медными ручками, высоченный потолок, сложенный из отборного соснового бруса. Все это превосходного качества, с замечательным естественным рисунком натурального дерева. Никольский храм до самого его закрытия в 1931 году был приходским храмом Константиновых, старших и младших. В архиве храма хранятся воспоминания Ольги Борисовны Константиновой — Столяровой, написанные ею по просьбе прихода незадолго до кончины, когда ей было уже 92 года.

«Как будто детство мое вернулось вновь и возникли воспоминания, что я слушаю службу, удивляюсь красоте храма и богослужения. Бабушка моя, Мария Николаевна, происходила из древнего купеческого сословия, была глубоко верующим человеком, и именно она внушила мне любовь к Богу. По воскресным дням она будила меня пораньше, чтобы я не опоздала к обедне, а по возвращении спрашивала, какой батюшка служил, о чем говорил на проповеди, а потом угощала меня домашними пирогами. Бабушка чтила все праздники, и у нас перед иконами постоянно горели лампадки. Она читала Библию на церковнославянском языке, а по вечерам меня и сестру просила прочитать несколько глав из Библии. Бабушка посылала меня исповедоваться и причаститься вдень Ангела. Особенно я любила пасхальные дни. Слушая и смотря службу в храме,я всегда удивлялась, как все происходит гладко — и слова, и песнопения, как всё помнят священники, хотя уже сама кое-что знала и запомнила. А также меня связал с храмом окружающий его сад, где цвела великолепная белая сирень. Там мы с подружками играли, а иногда проникали на колокольню, чтобы самим позвонить,особенно в пасхальные дни. Но когда храм закрыли и перестроили на хлебозавод,сирень больше не цвела.

Борис Григорьевич и Пелагея Семеновна Константиновы (Фото 1908 г.)
Дом Константиновых (Покровская ул., д. 102. Фото 1932 г.)

 У нашей семьи в храме было как бы свое место направо от входа, там еще продавали свечи. Часто это делала супруга священника отца Сергия Голощапова Ольга Борисовна. Иногда к ней приходил их сынок Павлик.
Кроме нашей семьи там были постоянно наши знакомые, два мальчика с мамой. Жили они недалеко от нас на Почтовой улице и были сыновьями владельца хлопчатобумажной фабрики, позднее фабрики им. Маркова. Дальнейшая судьба их мне неизвестна. Фамилия их Карякины. Иногда, задумавшись, я рассматривала фрески на правом углу стены и потолка. Написанные маслом – одна темная, зловещая: «Ад», вторая светящаяся, легкая: «Рай», и два летящих ангела, – особенно они нравились мне, возбуждая фантазию мира сего.

Пелагея Семеновна, моя мама (1881–1959), дружила с Ольгой Борисовной Голощаповой, женой Сергия Ивановича Голощапова, расстрелянного на Бутовском полигоне и причисленного к лику святых. Вместе они вели активную просветительскую деятельность, создав передвижную библиотеку для рабочих. Сами доставали книги из центральной районной библиотеки и сами здесь же почти у стен храма их раздавали для чтения».

В 1930‑е годы в первой квартире дома 102 появилась новая молодая семья: Ольга Константинова вышла замуж за актера театра Красной Армии, впоследствии очень популярного и любимого киноартиста Сергея Дмитриевича Столярова (1911–1969). Как и многие другие дома на Бакунинской улице (Б.Покровской), дом 102 был снесен во второй половине 1960‑х годов. Последние жильцы из него, согласно данным домовой книги, выехали в 1966 году.

Изготовлением просфор, употребляемых в храмах при богослужении, занимались просвирни (просфирни). Женщины обыкновенно назначались на это послушание указом Духовной консистории или распоряжением настоятеля. В штат после 1869 года они не зачислялись. Основным средством содержания просвирен был их доход, получаемый от продажи просфор в храме, разрешался тарелочный сбор в их пользу, отводился церковный дом для проживания на специально выделяемой приходом просвирнической земле без права передачи дома и земли наследникам. В просвирни обычно определяли женщин благочестивого образа жизни,как правило вдов священнослужителей, обремененных заботой о малолетних детях,оставшихся без родителя, которых надо было вырастить, дать образование, помочь определиться в жизни. Правовое положение вдов и сирот-дочерей духовного звания, назначаемых в просвирни регулировалось Уставом об общественном призрении Свода законов Российской империи.

По архивным документам Московской Духовной консистории и Московской городской управы удалось восстановить имена и годы служения некоторых просвирен храма святителя Николая в Покровском. Просвирня Аграфена Иванова, 1717; просвирня Екатерина Никифорова, 1772; просвирня Вера Иванова Полякова, 1779–1813; просвирня Наталия Иванова Савина , 1814–1820; просвирня Анна Иванова,1825–1828; просвирня Екатерина Стефанова Дмитрова, 1831–1875; просвирня Анцырева Вера Степановна, 1875–1890; просвирня Анна Дмитриевна Горская, 1890–1913; просвирня Александра Павловна Чернявская, 1907–1916; просвирня Матрона Ильина Смирнова, 1907–1917.

Большой неожиданностью для современных прихожан Николо-Покровского храма явилось известие о том, что одна из просвирен нашего храма была родной бабушкой русского драматурга Александра Николаевича Островского. Указом Московской Духовной консистории 23 июля 1814 года просвирней храма святителя Николая в Покровском была определена Наталия Ивановна Саввина, вдова недавно умершего дьячка церкви свт. Тихона чудотворца, что у Арбатских ворот. Не имея возможности по бедности своего состояния построить собственный дом на предоставленной ей просвирнической церковной земле (крепостной номер владения 837 / 675), молодая 37-летняя вдова обосновалась в здании богадельни на погосте. Сын ее Матвей Саввин учился в Московской Духовной академии, после окончания которой в 1818 году получил приход в Смоленской губернии. Дочь Любовь после кончины родителя была взята воспитанницей в семью генерала Васильчикова.

Частым гостем в семье Саввиных сначала на Арбате, затем в Покровском был друг и однокашник Матвея по Московской Духовной академии Николай Федорович Островский (1796–1893), сын потомственного костромского священника. После окончания академии в 1818 году Островский выбрал чиновничью карьеру, поступил на службу в Собрание московских департаментов Сената и успешно продвигался по службе. 

9 апреля 1820 года в храме святителя Николая в Покровском состоялось венчание Николая Островского и Любови Саввиной. Первоначально молодая семья Островских снимала дешевые частные квартиры. Первые два сына умерли в младенчестве. Незадолго до рождения третьего сына была снята новая квартира в доме диакона храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках. 31 марта 1823 года именно здесь, в Замоскворечье, родился будущий русский великий драматург Александр Николаевич Островский. Биографы А. Н. Островского всегда напоминают, что бабушка Островского по матери, Наталья Ивановна Саввина, была московской просвирней, а именно у московских просвирен, как известно, А. С.Пушкин советовал учиться живой русской речи. Рассказы матери Любови Ивановны о годах, проведенных на положении воспитанницы в богатом генеральском доме, неоднократно возникали в образах Островского. Колоритный купеческий и мещанский быт жителей Покровского и Малой Ордынки также навеки оказался запечатленным в пьесах А. Н. Островского.

 В 1825–1828 годах просвирня Анна Ивановна, вдова умершегодьячка Ивана Егорова, собственного дома также не имела и жила в наемной квартире. Просвирническая земля пустовала. Указом Московской Духовной консистории от 25 июля 1831 года новой просвирней была определена Екатерина Стефановна Дмитрова, вдова дьячка Воскресенской церкви села Сертякина Подольского уезда. В семье у нее было пятеро детей от 7 до 13 лет. На углу Хапиловской улицы и Николо-Покровского переулка, на просвирнической церковной земле размером в 96 кв. сажен (владение под крепостным номером 837 / 675 ) энергичная вдова в течение 1831–1834 годов построила собственный одноэтажный дом, в котором разместилось ее многочисленное семейство.

К жилому дому пристроила другой одноэтажный деревянный дом с большой террасой, выходившей в сад. В этом доме с русской печью размещалась просфорная изба. Рядом находился сарай для хранения предметов хозяйственного назначения. В течение 44 лет Екатерина Стефановна снабжала храм и прихожан Николо-Покровского храма румяными духовитыми просфорами. После церковной службы многие прихожане заходили к радушной хозяйке попить чайку из самовара на садовой террасе и побеседовать о жизни, детях, о духовном.

В 1870‑х годах жилой дом с его просфорной избой и хозяйственными постройками был выкуплен у просвирни Е. С. Дмитровой в собственность храма и после ее смерти предоставлен для жилья новой просвирне Вере Степановне Анцыревой. Для того чтобы провести некоторые работы в просфорной избе, поправить русскую печь, установить новые голландские печи для отопления в основном доме, она обратилась в Московскую городскую управу и получила общий план участка просвирнической земли со строениями на ней и разрешением произвести необходимые работы.

С 1890 года в просвирническом доме поселилась вдова священника Анна Дмитриевна Горская, 42 лет, которая была определена настоятелем в просвирни. Ее дети не завершили своего образования и нуждались в помощи и поддержке храма: Анастасия, 19 лет, оканчивала курс Мариинского духовного училища, Дмитрий, 17 лет, обучался в Московской духовной семинарии, Александра,14 лет, — в Мариинском епархиальном училище на казенном содержании,Владимир, 12 лет, — в Московском Заиконноспасском училище.

К 1900 году просвирнический дом обветшал до такой степени,что жить в нем стало невозможно и обитатели его покинули, и необитаемые строения были постепенно разобраны. Участок между домами Скрипинкина и вновь выстроенным в 1901–1903 годах двухэтажным домом церковного приюта с годами превратился в запущенный, заросший кустами сирени, травами, цветущими по весне яблонями так называемый пустопорожний участок церковной земли. Просвирническая земля опять пустовала вплоть до 1928 года, когда на этой территории построили здание клуба соседней ткацкой фабрики и тем самым совершилось отторжение церковной земли, сохранившееся и по сей день.
Просвирни Анна Дмитриевна Горская, Александра Павловна Черневская трудились в выстроенном деревянном одноэтажном доме по Николо-Покровскому переулку рядом с церковной сторожкой.

В 1907 году в новом просфорном доме поселилась со своим семейством одна из последних известных нам просвирен Матрона Ильинична Смирнова. В клировой ведомости 1916 года приводятся следующие сведения о ней и ее семье: Матрона Ильина Смирнова, 46 лет от роду, происходит из духовного звания, вдова бывшего псаломщика Московской губернии. Образование домашнее. Определена на настоящее место 7 сентября 1907 года по указу Московской Духовной консистории. Дети: Анатолий (р. 1894) находится на военной службе; Виктор (р. 1900); Лидия (р.1901); Мария (р. 1904); Глафира (р. 1896); Елена (р. 1898). Все дети находятся при матери. Содержание от казны не получает. Доход от тарелочного сбора 100руб., от продажи просфор 300 руб.

На одну из служб в Николо-Покровском храме в 2003 году пришел в поисках дома своей бабушки Марфы Ильиничны Смирновой, служившей просвирней в храме святителя Николая в Покровском, ее внук Геннадий Викторович Крылов и его жена Надежда Лаврентьевна. Внук разыскивал дом, который находился во дворе храма по Николо Покровскому переулку, в котором, по словам его матери Глафиры, трудилась просвирней Марфа (Матрона) Ильинична Смирнова, а до этого была прихожанкой этого храма. На фотографии, которую он принес, запечатлены Матрона Ильинична Смирнова (в семье ее звали бабушкой Марфой) с дочерью Глафирой и однофамилец Сергей Смирнов с сыном, преподаватель, прихожанин и чтец в Николо-Покровско мхраме. Рассматривая лист клировой ведомости, Г. В. Крылов рассказал, что упоминаемый Анатолий («на военной службе») погиб на фронте в Первую мировую войну. Разыскиваемый дом, переоборудованный во времена хлебозавода в склад, был еще жив, использовался как подсобное помещение. Вскоре его снесли вместе со старой сторожкой, теперь на этом месте выстроено новое деревянное здание.

Долгие годы регентом хора Николопокровского храма был Владимир Иванович Благовещенский. В 1905 году он окончил Вифанскую духовную семинарию, в течение семи лет был учителем в Иосифо-Волоколамском монастыре, в 1912 году был определен управляющим Московской митрополией епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым) в храм святителя Николая в Покровском. 11 ноября 1914года, на 32-м году жизни, был посвящен в стихарь, служил в храме, вероятно, до его закрытия, оставаясь еще в 1927 году псаломщиком.

В ХХ веке Россия вступила в полосу революционных потрясений,войн, воинствующего безбожия и неслыханных гонений на веру, на Православную Церковь. Храмы разрушались под разными формальными и лживыми предлогами, например расширения московских улиц и площадей для удобства транспортного движения. Так, были закрыты и снесены храм Успения Божией Матери на Покровке и храм Николы Большой Крест на Ильинке. На тех улицах и в наше время по-прежнему тесно в часы пик, а вместо храмов, что столетиями радовали своей красотой и величием москвичей, — пустующие дыры между домами.
Москва в очередной раз перестраивалась. Понадобилось много дарового подсобного и строительного материала. Кирпичи, бутовый камень древних московских каменоломен, щебенка, кирпичная крошка разрушенных храмов легли фундаментом многих новых зданий, подземных шахт метрополитена. Колокола, решетки оград,кресты, церковная утварь как металлический лом переплавлялись в недостающий стране металл.
Редкий приход в Москве не лишился тогда своих старинных храмов, в которых молились поколение за поколением родные и близкие. 
В архиве нашего храма хранится небольшое письмо шестилетнего мальчика Коли Якубовского, написанное в 1935 году в Алма-Ату прихожанке нашего храма Евдокии Ивановне Егоровой. С детской наблюдательностью и лаконичностью он сообщает о главном событии дня, очевидцем которого он стал, — разрушении храма Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке. 

Коля сообщает, что он болел и три дня пролежал в кровати, еще о том, что «скворцы прилетели», зовет кататься на троллейбусе и поздравляет Евдокию Ивановну (Дуню) с Пасхой. (Храмы всегда старались закрыть или разрушить перед большими православными праздниками, так было и с храмом, о котором вспоминаем.) Письмо завершается детским карандашным рисунком. В правой половине рисунка церковь с четырьмя стенами, в левой — церковь с тремя сломанными стенами с канатом и разрушением поверх них и одной сохранившейся стеной.

Трагичны послереволюционные страницы истории Никольского храма. В 1922 году из храма изъяли «церковных ценностей» общим весом на 10 пудов 28 фунтов 24 золотника.

Храм святителя Николая в Покровском в 1920-х годах был поющим храмом. Традиции всенародного молитвенного пения, существовавшие при настоятелях Матфии Глаголеве и Димитрие Беляеве, были продолжены в послереволюционные годы.

В 1920-м году настоятелем храма стал протоиерей Сергий Голощапов. Он сразу же организует при храме, что-то вроде духовной школы для прихожан, где в доступной форме рассказывает и разъясняет им Священное Писание, смысл церковных служб, учит духовному хоровому пению. Церковь вскоре становится общественным центром, куда стекаются люди не только из этого прихода, но даже из соседних районов Москвы. Приблизительно через три года после этого отец Сергий по состоянию здоровья вынужден был оставить храм Святителя Николая. На долю отца Сергия выпали в дальнейшем и ссылки, и лагеря, и тюремные заключения. В страшном 1937-м году, осужденного по ложным обвинениям и доносам протоиерея Сергия Голощапова приговаривают к расстрелу,который и приводят в исполнение 19 декабря, в день памяти святителя Николая, которому он воссылал пламенные молитвы, стоя у престола в Никольском храме. 

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церквиот 27 декабря 2000 года имя священномученика протоиерея Сергия Голощапова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Россия 1921 года.  Жестокая засуха охватила Поволжье, Приуралье, Крым, Кавказ, юг Украины. К маю 1922 года голодало уже около 20 миллионов человек, 2 миллиона детей остались сиротами. В это тяжелое время в храм святителя Николая в Покровском назначается священник Георгий Горев, которого до этого прихожане храма уже знали как хорошего чтеца. Вскоре он стал известен во многих храмах Москвы и Подмосковья своими религиозными и и скренними проповедями. С его именем связано создание сестричества в Николо-Покровском храме. Воспоминания об этом светлом девятилетнем периоде своей жизни сохранились в его памяти до последнего часа. 

Молодой священник ревностно служит, вокруг отца Георгия постепенно собираются молодые прихожане и среди них Оля Антипова со своими подругами. Сестричество возникает не сразу, а где-то к концу 1922 года.  Настоятель Николо-Покровского храма протоиерей Сергий Голощапов, опытный наставник и воспитатель молодых пастырей в Московской духовной семинарии, сумел найти для отца Георгия дело, которое соответствовало его устремлениям и накрепко связало его с приходом. Он благословил иерея Георгия, продолжая священническую богослужебную деятельность, заняться созданием в приходе Николо-Покровского сестричества. Каждый день сестры спешилив храм, где был молодой, внимательный и знающий батюшка, умеющий так хорошо и понятно говорить, и где после службы заботливая Мария Федоровна (мама отца Георгия) покормит, чем Бог послал. 

По воспоминаниям Андрея Чеславовича Козаржевского, в 1920‑х годах в Москве «получил большое распространение институт сестричества. Совсем юные девушки, взрослые и пожилые женщины в скромных темных платьях и белых косынках следили за порядком во время богослужения, ставили свечи, оправляли лампады, подводили детей и немощных к чаше, кресту, иконам, ходили с блюдом для доброхотных даяний. Функции сестричества ограничивались церковью. Сестры не были монахинями, у многих из них были мужья и дети».

Привлекая к активной внебогослужебной деятельности прихожанок храма, образованный молодой энергичный священник Георгий Горев очень скоро сумел завоевать доверие своих, в первую очередь юных, помощниц.

Незатейливые воспоминания Ольги Ивановны Смирновой относятся ко времени начала службы в храме отца Георгия. В Никольском храме пятнадцатилетняя прихожанка Оля Антипова с Семеновской улицы исполняла различные послушания. Мыла вместе с подругами полы большими щетками с помощью воды и древесной мелкой стружки. Этой же стружкой, привозимой из Сокольников, отапливали храм, когда с дровами было трудно. Потом благословили петь на клиросе: разрешалось петь только вдовам и девицам…

Девушки с клироса после службы чистили подсвечники, наводили порядок и очень любили это делать, т. к. можно было задержаться в храме, пока сторож не начинал греметь ключами. Вымоешь, сядешь и смотришь, как чисто, тихо, пол белый, свежо — уходить не хочется. Батюшкины послушания выполнялись с радостью, даже завидовали в душе тем, кому он давал поручения чаще. Все работали бесплатно, даже мысли не было о каких-то деньгах. Вспоминала О. И. Смирнова, как хор храма святителя Николая в Кленниках и хор храма святителя Николая в Покровском ездили в 1924 году в Донской монастырь поздравлять с праздником Пасхи патриарха Тихона. Вместе с благословением Святейшего Патриарха каждая получила образок на молитвенную память. Образок святителя Николая Ольга Ивановна носила всю жизнь, затем передала внуку Александру.
«Объединенные попечением отца Георгия в сестричество, все мы были истинными сестрами друг другу, как одна семья, призванная служить Богу. После богослужения сестры спешили к отцу Георгию и, перебивая друг друга, просили: дайте сделать что-нибудь для храма! И каждому дело находилось. Между сестрами были поделены обязанности по поддержанию порядка и чистоты в храме и во дворе, ежедневному пению на службах. Отец Георгий посылал сестер навещать больных прихожан, благословлял далеко живущих от храма переночевать у тех сестер, которые жили поближе, и провести вечер в чтении духовных книг и совместной молитве”. Так постепенно сестры приучались жить радостями и заботами друг друга, часто собирались на чтения и духовные беседы в храме на самые различные темы, ходили вместе по святым московским храмам. На собраниях сестричества бережно разрешали возникавшие ссоры, недоразумения, домашние неурядицы». Примером для отца Георгия и Николо-Покровских сестер всегда служили духовный настрой ивнутренний распорядок, заведенные в храме святителя Николая в Кленниках усвятого праведного отца протоиерея Алексия Мечева.

Самые большие приготовления сестричества к праздникам были связаны с празднованием Рождества Христова и Пасхи. Зимой плели венки из еловых веток, а к Пасхе ставили ветки яблонь и берез в воду, чтобы украсить храм весенней зеленью и цветами. В своих апостольничках и серых платьях сестры пели в хоре, стояли у подсвечников, украшали и убирали храм».
В Покровском приделе нашего храма внимание всех молящихся, даже только пришедших в храм, неизменно притягивает дивная вышитая шелками и убранная жемчугами и блестками икона Покрова Божией Матери. Она была сотворена в 20-х годах прошлого века руками молодых прихожанок Николо-Покровского храма под наблюдением монахини Евгении из храма Николы в Кленниках. После закрытия храма в 1932 году святая икона долгие годы хранилась у Евдокии Ивановны Егоровой († 13 июля 1999). После возобновления богослужения в Николо-Покровском храме икона вновь вернулась в храм, став одной из главных святынь возрождавшегося прихода. В нашем храме имеется еще одна вышитая Казанская икона Божией Матери, переданная О. И. Смирновой, как память о почившей сестре Нине Павловне Назаровой.  Икона Казанской Божией Матери была вышита Ниной Павловной, когда та работала  бухгалтером на комбинате им. Микояна.

Таким же драгоценным даром и живой памятью о молодых прихожанках храма в 1920-х годах стала переданная тогда же Е. И. Егоровой сохранившаяся форма певчих клироса: черный апостольничек (в праздник полагался белый) и серое холщевое платье. 

Прихожанки Николо-Покровского храма того времени, остались подругами на всю жизнь. Нечастые встречи бывших Николо-Покровских сестер завершались обычно пением духовных стихов. Вначале звучал «Вечерний звон», так отвечающий душевному состоянию сестер (слова Ивана Козлова). Запевала одна из сопрано. Затем стройно вступали другие сестры.

Вечерний звон. Вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И столько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Но слышен им вечерний звон.

После каждого куплета вступал низкий задушевный альт Анны Матвеевны Курбатовой: Бом-бом!   Бом-бом!

В 1990-х годах Ольга Ивановна Смирнова во время одной из встреч с настоятелем Николо-Покровского храма архимандритом Дионисием напела на диктофон своим уже ослабевшим от возраста голосом любимые духовные песни-стихи сестричества, которые когда-то пели сестры в храме и собираясь по домам, и не только в те годы, но почти всю жизнь, пока были живы: одна из них, «Ангел – Хранитель»: 
 

Пресветлый Ангел мой Господень          Ты послан с Неба для храненья —
Хранитель ты души моей —                       Тебе Господь так поручил —
Души моей единородной —                       Прими теперь мое моленье
Будь милостив к рабе Твоей!                     И, как мне жить здесь, научи.

Храни меня во все минуты,                       Я странница для всех чужая;
Храни меня во все часы,                            Земля не родина моя —
Храни меня в напастях лютых                  А там страна моя родная,
Среди самыя беды.                                    Там мой Отец, моя семья!

          Проси венец мне у Владыки;
         Меня достойну покажи;
         Хотя грехи мои велики,
          Но ты страданья расскажи.

После организации сестричества был создан многочисленный хор из сестер. От наемного правого хора протоиерей Георгий Горев отказался, приглашались лишь мужчины-певцы. В хоре пели два диакона: Виктор Митрофанович Лавров и Николай Петрович Дмитриевский (служил в храме Богоявления в Елохове).

В Синодике Николопокровского храма поминаются имена 34 певчих из сестричества. Первой в сохранившемся и незаконченном списке «Правый хор. Постоянный состав» названо имя Анастасии Зуевой, которую в одном из своих писем из ссылки в 1930 году отец Георгий именует «наш соловушка». Среди певчих были также родные сестры отца Георгия Горева: Зинаида и Елена. Заботами Марии Федоровны Горевой, матери отца Георгия, для Ольги Смирновой, которая также пела в хоре, была куплена скрипка, оплачивались ее музыкальные занятия, что позволило ей выступать в самодеятельном камерном ансамбле вплоть до 30-х годов.

В хоре сестричества в 1925-1929 годах принимали участие пять сестер, которые жили по Переведеновскому переулку, дом 2: Ирина, Валентина, Мария, Серафима и Нина Александровы.Многочисленные спевки перед праздниками позволяли хору добиваться общего согласного звучания голосов.
Хором В. И. Благовещенского при активном участии прихожан исполнялись традиционные рождественские песнопения А. Кастальского, А. Веделя, Д. Бортнянского, Я. Чмелева, свящ. Дм. Аллеманова: «С нами Бог», тропарь «Рождество Твое. Христе Боже наш», кондак «Дева днесь», стихира «Ликуют ангелы», «Слава в Вышних Богу», канон «Христос рождается».

Самые большие приготовления сестричества к праздникам были связаны с празднованием Рождества Христова и Пасхи. Зимой плели венки из еловых веток, а к Пасхе ставили ветки яблонь и берез в воду, чтобы украсить храм весенней зеленью и цветами. В своих апостольничках и серых платьях сестры пели в хоре, стояли у подсвечников, украшали и убирали храм».

С тихой радостью и просветленными лицами расходились православные по домам в рождественские ночи 1920-х годов. От прежней России в те годы осталась только Православная Церковь с ее храмами, священнослужителями, патриархом Тихоном. На звон праздничных колоколов московских храмов собирались старые и молодые, богатые и бедные, люди разных упраздненных сословий, «уплотненные» в своих домах и переселенные из подвалов; матери, сестры, невесты, оплакивающие своих близ-ких, потерянных на первой мировой и гражданской войнах — все собирались в храмах воедино «равенством страдания и любви», надежды и yупования на помощь Божию. В 20-е годы особенно чувствовалось то, что испытываем ныне мы с потерей многих мнимых идеалов и надежд, что только Православная Церковь сохранила свои традиции и прежний мир. И к этому светлому, чистому, вечному тянулись в полном смятении люди 20-х годов. Именно на этой волне нового тяготения к Богу и было создано в Николопокровском храме сестричество, по подобию мечевского сестричества в Кленниках, просуществовавшее до 1930 года.

Николопокровский хор ездил с концертами духовных и народных песнопений в Саровскую пустынь и в Аносин Борисоглебский монастырь на берегах Истры. Часто певчие хора ездили к священнику Георгию Яковлевичу Извекову (расстрелян 27 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне), известному духовному композитору и собирателю народных песен, произведения его также исполнялись хором.

После появления в храме в 1929 году протоиерея Павла Ансимова, музыкально одаренного священника и опытного регента, по воспоминаниям его сына Георгия Павловича Ансимова, малолетнего алтарника в те годы «отец часто выходил к хору из алтаря и принимал участие в пении, помогая певчим, если гармоническое звучание молитвы прерывалось из-за отсутствия какого-либо голоса, часто регентовал сам как во время спевок, так и на богослужении».

На праздничные богослужения в Николо-Покровский храм приезжали архиереи. Так, по воспоминаниям одной из сестер храма, к престольному празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1929 года ждали викария Московской епархии, епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского).

Несколько раз в 1930 году и начале 1931 года приезжал служить архиепископ Евсевий (Рождественский).

Последний настоятель храма протоиерей Павел Ансимов, не избежал печальной участи своих предшественников, он также неоднократно арестовывался, а 21 ноября 1937 года был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Его имя – среди новомучеников и исповедников Российских. 

Приходской храм святителя Николая в Покровском не попал в первую волну закрытия и разрушения. Удаленность от центра, расположение на фабричной окраине, мудрость настоятелей и Приходского совета позволили ему устоять до 1931 года.

Сохранились воспоминания сестер Зинаиды и Ольги Сметаниных. В 1923 году в храме Введения Пресвятой Богородицы в Семеновской слободе обвенчались Клавдия Ивановна Петрова и Павел Иванович Сметанин, сын строительного подрядчика из Владимира. 17 августа 1925 года в роддоме Покровской общины родилась дочь Зинаида, ее крестили в Введенском храме. 11 ноября 1929 года в том же роддоме родилась вторая дочь Ольга. К этому времени Введенский храм, закрытый 20 мая, был в октябре разобран. Бабушка Наталия Яковлевна Петрова была среди тех прихожан, которые протестовали против сноса старинного московского храма. Ольгу крестили в ближайшем приходском храме святителя Николая в Покровском 19 декабря 1929 года.

Старшая сестра Зинаида рассказывала, как новокрещеную, закутанную в одеяло, Ольгу внесли в дом и положили на кровать со словами: «Такой холод, мы ее застудим!» К сожалению, никаких других подробностей, о которых могли говорить тогда или позже взрослые, детская память не сохранила. Когда же 10 ноября 1933 года скончался брат бабушки Иван Яковлевич, храм святителя Николая в Покровском к этому времени уже закрыли, поэтому отпевание совершили в храме Покрова в Покровской общине, а похоронили на Преображенском кладбище. 
Бабушка Наталия Яковлевна с девочками стали ходить в храм Спаса Преображения в Преображенском.

Пройдет много лет, и опять верующие, в том числе ее дочь Клавдия Ивановна, будут безуспешно спасать Преображенский храм от разрушения. В архиве нашего храма хранятся воспоминания сестер Сметаниных о том, как удалось им сберечь веру в Бога и остаться верными Православной Церкви в последующие годы. Вот так судьба сестер Сметаниных и их родных прошла через храмы, в которых служили священномученик Павел Ансимов и его тесть протоиерей Вячеслав Соллертинский, настоятель храма Спаса Преображения.

В 1932 году ко 2-му пятилетнему плану развития хлебопекарной промышленности Москвы пекарня-церковь на Бакунинской улице уже показана в производственных таблицах как хлебозавод № 13. В отличие от ржаных и высокорецептурных изделий хлебозавод № 13 специализировался на выпечке пшеничного хлеба. Хлебозавод действовал до 1986 года и был закрыт из-за аварийного состояния.

В мае 1931 года было принято решение о закрытии храма. Разрушение храма началось уже в июле 1931 года со свержения купольного креста. Казалось, что со дня на день начнется разборка самого здания храма. Но здание храма приглянулось Московскому городскому тресту хлебопечения. Для этих целей храм углубили на полтора метра, пространство храма перекрыли вторым этажом, надстроили четверик храма третьим этажом, вместо двух разрушенных алтарей устроили экспедицию для приема муки. Возвели громадные фабричные трубы. Вместо разобранной колокольни устроили безобразный четырехэтажный административный корпус. Начало перестройки датируется апрелем 1932 года.

В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была создана община верующих. Настоятелем храма был назначен архимандрит Дионисий (Шишигин). 6 июня 1992 года после учредительного заседания Приходского собрания Николо-Покровского храма под председательством благочинного храмов Преображенского округа протоиерея Анатолия Новикова († 1997) все участники собрания впервые направились в Покровское на Бакунинскую улицу для осмотра храма. То, что они увидели, заставило их сердца содрогнуться. Учредители стояли перед поруганным, обезображенным зданием храма без купола, главы и креста, без алтарей, без колокольни. Перед началом основных разборочных работ в холодный ноябрьский полдень 14 ноября 1992 года настоятель архимандрит Дионисий с небольшой группой верующих и инокинь из Московской Патриархии совершил молебен.

2/2

«Путешествуя» по этажам хлебозавода, попадали то в дрожжевой цех, то в складское помещение, то в угольную яму, то в какое-то пространство с закрытыми камерами, конвейерами и другим хлебопекарным оборудованием.

С помощью немногочисленных рабочих дробили крепчайшие железобетонные глыбы и столбы, снимали плитки чугунных полов. Обрушенные перекрытия, выдранные из стен коммуникации каменным хаосом, как после землетрясения, лежали среди храма, открыв высоту сводов и пространство арочных проемов, с которых продолжала сыпаться  облицованная плитка, крошились потревоженные кирпичи стен. Позднее (в 1995-м году) специальной службой с большими предосторожностями были демонтированы 28-ми метровая заводская труба и две другие, поменьше.   

В 1993 году был разобран надстроенный третий этаж, его перегородки, демонтировано оборудование, часть сгоревшей кровли в купольной части.

31 марта 1995 года на 4-й седмице Великого поста совершили освящение и водружение креста на куполе храма.

28 июня 1995 года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на возобновление богослужений, получен святой антиминс. Вечером во вторник, 11 июля 1995 года торжественно было совершено всенощное бдение, а утром 12 июля – первая Божественная литургия в возрождаемом Николо-Покровском храме.

С каждым новым богослужением увеличивалось число новых постоянных прихожан. 29 июня 1997 года, в день праздника Всех святых, в земле Российской просиявших, после Божественной литургия и торжественного молебна была совершена закладка порушенных и оскверненных в 1932 году центрального Никольского и северного Покровского алтарей.

Важным событием в жизни возрожденного прихода было первое в истории храма посещение его 18 апреля 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Летом 1998 года храм стоял в лесах, штукатурили внешние стены. Внутри храма шли шпаклевочные и штукатурные работы, поверх бетонных полов в приделах и центральной части храма начали укладывать светлые доломитовые плиты.

Тогда же были разрушены последние остатки стены экспедиции хлебозавода у восточной алтарной стены храма. Предстояло вывезти горы камней, щебня, песка, кирпичей, остатков дерева и металла.



Чуть позже приступили к разборке административного корпуса, построенного в 1932 году на месте разрушенной тогда же колокольни. Четырехэтажный корпус с западной стороны храма вместе с пристроенной к нему котельной простоял 66 лет. К 21 сентября 1998 года административный корпус перестал существовать. В июне 1999 года началась реставрация западной стены храма.

Каждый приход Русской Православной Церкви во всех городах и весях нашего Отечества готовился к 2000-летию Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. В Никольском храме собирали и подвешивали паникадила, устанавливали светильники по стенам.

Праздник Рождества Христова в 2000 году совершали в восстановленном приделе Покрова Пресвятой Богородицы.

Центральным событием 2000 года стал Юбилейный Освященный Собор Русской Православной Церкви, проходивший в возрожденном Храме Христа Спасителя, на котором к лику святых был причислен священномученик Александр Буравцев.

В конце декабря 2000 года в Николо-Покровский храм пришло сообщение о канонизации настоятеля храма протоиерея Сергия Голощапова.

Весь 2001 год продолжались работы, начатые еще в 1998 году, по укреплению грунта под фундамент колокольни. В шестиметровые специальные металлические трубы под высоким давлением заливался бетон высокой марки, что позволило уже в мае 2002 года заложить фундамент и начать кирпичную кладку первого яруса колокольни. Каждый год колокольня будет нарастать на один ярус.

Страстную неделю и пасхальную недели 2002 года приход встречал в обновленной центральной части храма у Никольского алтаря.

В течение двух лет устанавливали дубовый резной иконостас, еще дольше писали для него иконы. Весь приход с волнением следил за постепенным заполнением иконами иконостаса и освобождением его от строительных лесов. В начале был снят верхний ярус, и взорам молящихся открылась верхняя часть иконостаса, увенчанная крестом, осеняющим собой весь храм, под ним – огромная икона Святой Троицы, а еще ниже – образы пророков…

Ко времени установки нового иконостаса у прихода не было фотографий или свидетельств об интерьере храма, поэтому проект стенописи храма и алтарной преграды пришлось создавать заново. За основу было решено взять архитектуру храма. Все архитектурные элементы иконостаса при ближайшем рассмотрении оказываются прямо заимствованными из наружного декора храма. Необычна пирамидальная форма иконостаса, а отсюда и нестандартное размещение традиционных для русского иконостаса ярусов – не горизонтальное, как обычно, а ступенчатое.

Осенью 2002 года приход храма праздновал первое десятилетие возрождения церковно-приходской жизни, совпавшее по году празднования с 50-летием настоятеля храма архимандрита Дионисия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил архиепископу Истринскому Арсению, своему викарию, возглавить радость приходского торжества.

По окончании богослужения архиепископ Арсений опустил Закладную грамоту и замуровал ее в основание строящегося первого яруса колокольни.

Торжества закончились общим снимком участников на ступеньках южного входа в храм.

Новая колокольня постепенно росла, прибавляя в год по ярусу.
 

Период с 2003 по 2007 год :

В 2007 г. артелью стенописцев «Радость» под управлением Бориса Алексеева началась кропотливая работа по росписи храма. В задачу стенописцев стояло отобразить всю историю Церкви от ее прообразов в Ветхом Завете до нынешнего дня.

15 сентября 2007 года праздновался 15-летний юбилей возрождения церковно-приходской жизни храм. Божественную литургию в сослужении сонма московского духовенства совершил викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений.

По окончании литургии состоялось вложение капсулы с Патриаршей грамотой в закладку часовни, посвященной новомученикам Сергию, Павлу и Александру.

28 июня 2008 года, накануне празднования дня Всех святых в земле Российской просиявших, в храме всенощное бдение совершил епископ Кливлендский Петр, управляющий Чикагской епархией РПЦЗ.

31 января 2009 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, всенощное бдение в храме совершил епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн, управляющий приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке, прибывший в Москву для участия в Архиерейском и Поместном Соборах.

9 мая 2010 года ознаменовалось радостным событием в жизни нашей общины – рукоположением во иерея клирика нашего храма отца Георгия Дехтярева. Хиротонию совершил епископ Дмитровский Александр за Божественной литургией в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в храме пророка Божия Илии в Черкизове.

Многие годы прихожане храма святителя Николая Мирликийского в Покровском будут вспоминать воскресный день, 6 марта 2011 года, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в нашем храме Божественную литургию.

22 мая 2011 года Святая Церковь и весь православный мир празднуют Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. В храме в Покровском праздничную Божественную литургию совершил Благочинный Богоявленского округа и настоятель храма архимандрит Дионисий с сонмом духовенства. Служба завершилась торжественным крестным ходом и молебном святителю и чудотворцу Николаю. Накануне всенощное бдение в храме совершил Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений. Ему сослужили архимандрит Дионисий, настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе протоиерей Александр Абрамов, клирики храма протоиерей Павел Кондраков и иерей Георгий Дехтярев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове иерей Иоанн Миролюбов.

1 октября 2011 года наш храм снова посетил Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений. 
При совершении всенощного бдения накануне Недели 16-й по Пятидесятнице, по Воздвижении, ему сослужили благочинный Богоявленского округа и настоятель нашего храма архимандрит Дионисий и клирики храма.

4 августа 2012 года, накануне Недели 9-й по Пятидесятнице, первый викарий Святейшего Патриарха, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы архиепископ Истринский Арсений в сопровождении благочинного Покровского округа протоиерея Александра Абрамова посетил приход храма святителя Николая в Покровском и молился за всенощным бдением. По окончании богослужения архиепископ Истринский Арсений поздравил настоятеля храма, благочинного Богоявленского округа архимандрита Дионисия с наступающим днем рождения (р. 5 августа 1952 г.).

16 декабря 2012 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию в московском храме святителя Николая Мирликийского в Покровском совершил Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы архиепископ Истринский Арсений в сослужении секретаря Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерея Владимира Дивакова, благочинных Богоявленского округа архимандрита Дионисия, Зеленоградского округа протоиерея Владимира Харитонова, Влахернского округа протоиерея Анатолия Родионова, Покровского округа протоиерея Александра Абрамова, Донского округа протоиерея Александра Фарковца, духовника викариатства протоиерея Николая Важнова, настоятелей храма Иакова Заведеева в Казённой слободе протоиерея Сергия Точеного, храма Живоначальной Троицы на Грязях протоиерея Иоанна Каледы, клириков храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове иерея Иоанна Миролюбова, Никольского храма протоиерея Павла Кондракова, иерея Георгия Дехтярева, иерея Георгия Брылева, протодиакона Валерия Щеглова, клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках, диаконов Константина Чернова, клирика храма свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе, Дионисия Пряхина, клирика кафедрального соборного Храма Христа Спасителя и Вадима Лебедева, клирика Никольского храма. Пел хор прихода под управлением регента Юлии Ильюховой. В этот день в храме святителя Николая в Покровском торжественно отметили 60-летие архимандрита Дионисия (р. 5 августа 1952 г.), который на протяжении 20 лет являлся бессменным настоятелем храма и 16 лет Благочинным Богоявленского округа.

13 августа 2013 года, накануне праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами гор. Москвы архиепископ Истринский Арсений возглавил служение уставных вечерни и утрени в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском. Преосвященнейшему владыке сослужили: настоятель храма святителя Николая в Покровском, благочинный Богоявленского округа архимандрит Дионисий, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы Нечаянная Радость в Марьиной Роще протоиерей Владимир Харитонов, благочинный Покровского округа протоиерей Александр Абрамов, благочинный Донского округа протоиерей Александр Фарковец, клирики храма протоиерей Павел Кондраков и священник Георгий Брылёв. Диаконский чин составили протодиакон Валерий Щеглов и клирик храма диакон Вадим Лебедев. После Великого славословия во время пения Трисвятого архиепископ Арсений изнёс Честной Крест Господень из алтаря и с крестным ходом обнёс вокруг храма. Затем было совершено поклонение Кресту и владыка совершил помазание молящихся елеем.

14 августа 2013 года в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в храме святителя Николая в Покровском первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в сослужении настоятеля храма, благочинного Богоявленского округа архимандрита Дионисия, настоятеля храма в честь иконы Пресвятой Богородицы Нечаянная Радость в Марьиной Роще протоиерея Владимира Харитонова, настоятеля храма святителя Николая в Клённиках протоиерея Николая Важнова, благочинного Донского округа протоиерея Александра Фарковца и клириков храма.

В конце Божественной литургии было совершено молебное пение с крестным ходом, во время которого архиепископ Арсений совершил освящение новосооружённого поклонного Креста у алтарной апсиды храма. Крест был установлен над захоронением останков погребенных на бывшем погосте у храма, которые были собраны при восстановительных работах. 4 октября 2012 года злоумышленниками был спилен деревянный крест, установленный на этом месте в 2005 году. 23 июня 2013 года с восточной стороны храма святителя Николая в Покровском был установлен новый, каменный, поклонный крест.

14 апреля 2016 года, в четверг 5-й седмицы Великого поста, Первый викарий Святейшего Патриарха, Управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском.

Владыке митрополиту сослужили благочинный Богоявленского округа, настоятель храма святителя Николая в Покровском архимандрит Дионисий, настоятель храма святителя Николая в Клённиках протоиерей Николай Важнов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе протоиерей Валентин Асмус, клирик храма Знамения Пресвятой Богородицы в Переяславской слободе протоиерей Владимир Харитонов, настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Лучниках протоиерей Алексий Казанчев, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святителя Николая в Подкопаях игумен Савва (Молчанов), настоятель храма святого апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе протоиерей Сергий Точёный, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Красном селе протоиерей Валерий Привалов, настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех протоиерей Иоанн Каледа, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове протоиерей Иоанн Миролюбов, клирики Никольского храма в Покровском.
 

По окончании богослужения митрополит Истринский Арсений обратился к молящимся с пастырским словом.

Затем владыку приветствовал настоятель храма архимандрит Дионисий. На память о совершённом богослужении благочинный Богоявленского округа преподнёс архипастырю крест и панагию, которая принадлежала священномученику Сергию (Звереву), и букет цветов.

Бессменным настоятелем, с 23 декабря 1900 года до 1920-го (предположительно), в сложнейший период революционных потрясений 1905 и 1917 годов храм святителя Николая в Покровском и его приход по милости Божией оказались под началом мудрого устроителя церковно-приходской жизни, образованного, церковнопослушного, но вполне современного, соответствующего времени священнослужителя протоиерея Димитрия Беляева (26 октября 1858 – 5 декабря 1921). 29 сентября 1914 года он был назначен благочинным 3-го отделения Сретенского сорока.

Одним из первых арендаторов на погостной земле Николо-Покровского храма был московский мещанин из рода Константиновых. Во владении храма святителя Николая в Покровском по Покровской улице 102 Якову Константинову в 1861 году позволили построить свой дом, ставший для многих поколений Константиновых родовым гнездом.В ноябре 1908 года в храме святителя Николая в Покровском состоялось венчание Бориса Константинова с Пелагеей Самохиной.

Прихожане разного благосостояния и сословий были едины в общем христианском стремлении благоустроить свой приходской храм всем миром и помнили об этом долгие годы как о значительном событии в своей жизни. В более поздней служебной записке 1905 года настоятель храма Димитрий Беляев, сменивший настоятеля Матфия Глаголева в 1900 году, называет эти дома главных благотворителей: «дом С. Смирнова, бывшего нашего церковного старосты, собравшего более 70 тыс. рублей на перестройку приходского храма и пожертвовавшего из своих средств более 5000 рублей на эту перестройку, дом Ив. Зубова, также бывшего нашего церковного старосты, много потрудившегося при этой перестройке и также пожертвовавшего на перестройку более 5000 руб., дом Тимонина, бывшего представителя от прихожан, Мухина, представителя от прихожан в настоящее время, дома Козьминых, Бакулина, Леонова, Самцова, Осипова, Зубова и других прихожан. Все эти люди – искренне и горячо расположенные к своей церковно-приходской жизни и часто помногу жертвовали на благоукрашение храма».

5 августа 2017 года, в праздник Почаевской иконы Божией Матери в храме святителя Николая в Покровском молитвенно отметили 25-летие возрождения приходской жизни и 65-ти летие со дня рождения настоятеля храма архимандрита Дионисия (Шишигина), благочинного Богоявленского церковного округа.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, Первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы, совершил Божественную Литургию и чин молебного пения в храме.

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Дионисий (Шишигин), благочинный Богоявленского округа, настоятель храма, протоиерей Александр Абрамов, благочиный Покровского церковного округа, протоиереи: Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, Владислав Свешников, настоятель храма Трех святителей на Кулишках, Василий Голованов, настоятель храма Вознесения Господня на Гороховом поле, Алексий Муравейник, настоятель храма Симеона Столпника за Яузой, Алексий Казанчев, настоятель храма великомученника Георгия Победоносца в Старых Лучниках, Сергий Точеный, настоятель храма святого апостола Иакова Заведеева в Казённой Слободе, Валерий Привалов, настоятель храма преподобного Алексия человека Божия в Красном селе, Иоанн Миролюбов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, Павел Кондраков, клирик Никольского храма, Михаил Донченко клирик храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, протоиерей Александр Прокопчук, клирик храма Трех Святителей на Кулишах, Валерий Киреев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе; священники: Михаил Асмус, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, Александр Гумеров, клирик храма Живоначальной Троицы в Хохлах, иеромонах Мисаил (Данилин), клирик Витебской епархии, Георгий Дехтярев и Георгий Брылев, клирики Никольского храма; протодиаконы: Валерий Щеглов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках и Николай Платонов, клирик Богоявленского кафедрального собора; диаконы: Вадим Лебедев, клирик Никольского храма, Максим Кузнецов, клирик храма преподобного Алексия Человека Божия в Красном селе, Виталий Гасанов, клирик храма святых Девяти мучеников Кизических.

За литургией была возглашена заупокойная ектения о Святейших Патриархах Пимене (+ 3 мая  1990) и Алексие II (+ 5 декабря 2008) и родителях юбиляра Викторе и Марии.

На запричастном с словом о празднуемом событии обратился к молящимся клирик Никольского храма протоиерей Павел Кондраков.

Богослужебные песнопения исполнили два хора – приходской хор храма святителя Николая в Покровском (регент – Ю. Ильюхова) и молодёжный хор Богоявленского благочиния под управлением регента Кирилла Марущака.

На молебне вместе с литургисавшими выходили также духовник благочиния, настоятель храма святителя Николая в Кленниках протоиерей Николай Важнов, настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной игумен Симеон (Шевцов), настоятель храма святителя Николая в Подкопаях игумен Савва (Молчанов).

После молебна митрополит Арсений поздравил молящихся с юбилейным днем и поблагодарил их за совместные молитвы. Он передал благословение от Святейшего Патриарха Кирилла с пожеланием помощи Божией и мира душевного на жизненном пути. А также, сердечно приветствовал настоятеля храма архимандрита Дионисия по случаю знаменательной даты со дня рождения:

— Досточтимый отец архимандрит, благочинный Богоявленского церковного округа, настоятель сего святого храма, позвольте мне как Первому викарию, помощнику Святейшего Патриарха сердечно Вас приветствовать со знаменательным событием в жизни – той памятной датой, которая в этот день исполняется у Вашего Высокопреподобия. И в связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл счел возможным направить Вашему Высокопреподобию своё послание, которое сегодня было опубликовано на сайте городской епархии, на сайте викариатства и там были замечательные слова, которые, естественно, ободряют любого человека, отдающего свои силы на служение Церкви Христовой и Отечеству. Святейший Патриарх передаёт Вам слова поддержки и ободрения в эти годы непростых физических трудностей, которые Вы, по милости Божией, с энтузиазмом преодолеваете, несмотря на все болезненные состояния, которые Вас часто посещают.

Но от себя лично, досточтимый отец архимандрит, что я могу сказать?  Мне лично довелось с вами трудиться в период правления Святейшего Патриарха Алексия Второго и во время Патриарха Кирилла. Когда мы были в Чистом переулке, у нас как-то всё делалось, понимаете. Какая-то такая нить была. Вроде тихий ручеёк мчится и все дела делаются. А сейчас, всё двигается, всё крутится, но никуда не приходит, понимаете, такая ситуация, никак понять не могу. Ну, не идёт у нас как раньше. Когда было что-то нужно, то нас было у Патриарха  в Чистом переулке не так много, но были такие энтузиасты и максималисты, что всё как-то у нас получалось здорово, и самое главное, что это было от души и чувство удовлетворения мы от этого имели. 

Ну, а в сегодняшний день, чтобы вас несколько возвеличить, я хотел бы от себя лично Вам передать этот святой  крест. В предние годы, полагая его на свои перси, помните о том, что есть люди, которые ценили Ваш опыт служения и у Патриарха Пимена, и у Патриарха Алексия Второго, и у Патриарха Кирилла. Конечно, главная Ваша заслуга перед Церковью и Отечеством – это создание труда в память о Святейшем Патриархе Пимене. Потому что, если бы Вы эту книгу не написали, не издали, то мы бы знали также мало, как знаем о таких патриархах, как Иоасаф, Питирим и другие, которые в средневековье были. Поэтому Вам сердечная благодарность, Вы увековечили того Первосвятителя земли русской, который был в нашем юношестве. Мы его почитали, любили. Пускай он был с грозным голосом и большими объёмами. Мы побаивались его немножко — мальчишки тогда были — но очень любили, потому что для нас было большой радостью, если Патриарх на какой-то приход приезжал, служил, проповедовал. Иной раз, вспоминаются его слова, в праздник Благовещения, после всенощной. Он обратился к народу с такими словами: «Вот представьте жаркий южный город. Покосившиеся постройки с покошенными ставнями…». И начал, на эту тему так, искренне говорить, что невольно — а это был всё же ещё холодный месяц в Москве, слякотно, снежно — а мы оказались в жаркой Палестине, в тех местах, где суждено было архангелу Гавриилу прийти к Пресвятой Деве Марии сказать то замечательное известие о спасении всего рода человеческого. Вот как, иной раз, в юношеском сознании остаётся какая-то черта, которую нельзя (мне уже седьмой десяток, а тогда около двадцати было) ничем вытравить. И оно и держится и не вычёркивается. Поэтому спасибо Вам, дорогой отец архимандрит, что Вы смогли найти в себе силы, желание, и по крупицам собрали жизнь, которая, конечно, уходит потихоньку всё дальше и дальше в историю. И чем меньше будет современников, тем меньше будет повествований, событий об этой жизни. А благодаря Вашим трудам она задержится в умах и сознаниях тех, которые исповедуют Христа и верят во святое Православие.

Ну а всё-таки чтобы совсем не скучно было, я Вам часть луговых цветов прислал, чтоб Вам приятно было.  Храни Вас Господь на многая и благая лета.
 

Владыка так же приветствовал протоиерея Валентина Асмуса с днем рождения и вручил ему святую просфору и цветы.

Архимандрит Дионисий сердечно благодарил Владыку за совершенное богослужение и поздравление и передал ему на память о богослужении крест и панагию.

За литургией молились настоятель храма Животворящей Троицы на Грязек протоиерей Иоанн Каледа, клирик Богоявленского кафедрального собора протоиерей Михаил Райчинец, клирик храма Вознесения Господня на Гороховом поле протоиерей Сергий Горшков клирик храма Живоначальной Троицы в Хохлах иерей Николай Лызлов.

Благочинного округа прибыли поздравить глава управы района «Басманный» С.К.Дадаев, советник префекта ЦАО А.В. Литошин, Генеральный директор ОАО «Мосгорсвет» Ю.А. Богданов, внучка священномученика Павла Ансимова, кандидат наук М.В. Покровская, автор росписи храма, член Союза художников, руководитель артели «Радость», заслуженная артистка РФ А.О. Бабенко, заслуженный артист России Н.С. Петренко, заместитель Генерального директора ОАО «Вечерняя Москва» С.О. Хотчинская, кандидат наук А.В. Лангнер, и другие.

На ступеньках храма была сделана общая фотография участников торжеств.

На состоявшемся затем обеде участники приема в теплой и сердечной обстановке вспоминали события, связанные с юбилеем настоятеля, и особенно то, что в памяти у всех за последнюю четверть прошедших лет.

Столы в этот день были накрыты в разных помещениях прихода и на улице.

 Силами хоров Ю. Ильюховой К. Марущука был дан музыкальный концерт. Пение певцов звучало почти до начала воскресной всенощной. Гости расходились, получив юбилейные изделия, изготовленные к этому дню.