Проповедь священника Георгия Брылёва за всенощным бдением в Неделю о мытаре и фарисее 21 февраля 2016 г.

размещено в: Живая лента | 0

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня, в Неделю мытаря и фарисея, наряду с воскресным днем мы празднуем память святого великомученика Феодора Стратилата.

Этот святой жил на рубеже 3-го и 4-го веков. Он был военачальником (стратилатом) и его житие в целом очень похоже на житие другого великомученика, военачальника, которого мы все прекрасно знаем – Георгия Победоносца. Как и Георгий святой Феодор поразил в окрестностях своего родного города Евхаита громадного змия, вооружившись против него мечом и молитвой ко Господу. Житие говорит, что тем самым «Феодор прославил среди людей Имя Христово».

Наверное, читающий эти строки в житии малоцерковный человек подумал бы, что христианство по своей сути ничем не отличается от всех прочих языческих вер своего времени. Действительно, всегда люди ценили внешнюю силу. «Кто сильнее, тот и прав» — нам знакомы эти слова. Если говорить шире, то люди всегда ценили всякое земное превосходство – власть, богатство, славу… Поэтому совсем неудивительно, что воин с мечом в руках способен прославить чье-то имя.

Но мы говорим об особенности христианства, его уникальности, неотмирности и непохожести на все то, что ценилось в язычестве. Так где же все это? Ответ мы находим в конце жития святого. Когда Феодора ведут на казнь, народ готов встать на его защиту и силой освободить мученика. Но святой, обращаясь к народу говорит: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». И добровольно отдает свою жизнь за Христа, обращая при этом к вере множество язычников.

Христианство привнесло в мир совсем иные ценности, часто прямо противоположные тем, что почитаются у людей. У людей почитается богатство, а Христос говорит: «Горе вам, богатые». У людей почитается внешняя сила, а Христос говорит: «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую». У людей почитается знатность и земные возможности, а у апостола Павла читаем: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом». И еще у того же апостола: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие».

Христианство принесло в мир совсем не то, что от него ожидали. И поэтому мы говорим, что наша вера – есть вера Богом открытая, ее не мог выдумать человек. Не мог просто потому, что всегда жил противоположными идеалами и стремился противоположным ценностям.

Мы сегодня вспоминаем мытаря и фарисея. Эта история говорит нам о том же. Фарисей и его дела – это то, что всегда ценилось людьми, вызывало уважение. И он, фарисей, осуждается Спасителем. Мытарь – это беззаконник по-нашему. И он – выходит оправданным. Все «с ног на голову»! Это потому, что Божий суд – совсем не наш суд. Бог не смотрит на внешность, Он смотрит в сердце.

Дорогие братья и сестры, можно было бы много говорить на эту тему – противоположности Евангелия всему тому, что ценится в мире. Но не хватит никакого времени. Только совершенно ясно, что если мы честно посмотрим на свою жизнь, личную и общественную, то увидим. насколько подчас эта наша жизнь противоположна всему тому, что возвещает нам христианство. А мы должны быть христианами!

Закончить мне бы хотелось очень известным отрывком из часто цитируемого древнехристианского памятника «Послания к Диогнету». Автор пишет о христианах, кто они такие и какую ведут жизнь: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны

они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы

имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужбина. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую (т.е. это вероятно, значит освященную молитвой). Они во плоти, но не живут по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своей жизнью превосходят самые законы. Они любят всех, но всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся

они бедны, но многих обогащают. Всего лишены и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются

клевещут их, но они оказываются праведны. Злословят, но они благословляют

их оскорбляют, а они воздают почтением. Они делают добро, но их наказывают, как злодеев

в наказаниях они радуются, как будто им дают жизнь. Иудеи вооружаются против них, как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят. Аминь!