КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(МЕЛЬБУРН)

Несколько лет назад в нашем храме гостили прихожане православного собора в Австралии Любовь и Николай Коваль. К празднику Рождества Христова и Новолетию они прислали нам свои поздравления и поделились своими новостями.
Николаю Ивановичу исполнилось в прошлом году 83 года. Любовь подвизается в соборе старшей сестрой. Работы очень много. Каждое воскресенье сестричество устраивает буфеты в церковном зале  для прихожан после службы. Сестры приезжают в 6 ч. утра. Варят борщ, делают 3 разных сорта пирожков и сладкое. Цель — общение между прихожанами и сбор средств для иконописи в соборе, За воскресение жертвуют от $700.00 до $1000.00. Трудятся безвозмездно. Также делают просфоры. Каждый раз до 2.500. Хватает на 7 недель. Любовь Коваль в Приходском Совете соборе выбрали быть представителем на епархиальный съезд, который длился 3 дня. После съезда было тайное голосование — избирали членов Епархиального совета Австралийско — Ново Зеландской Епархии и Любовь выбрали в Епархиальное правление. Первый раз была выбрана женщина и старшая сестра. Конечно, это очень большая честь и большая ответственность.

К письму были приложены фотографии о жизни прихода.
Сайт храма: http://www.holyprotectioncathedral.org.au/en/ (на англ)

15 апреля 2017 года, в Великую Субботу прихожане принесли свои куличи, пасхи и яйца для освящения.

13 октября, в канун престольного праздника, всенощное бдение совершил архиерей.

18 и 19 июня богослужения дня Святой Троицы совершались в украшенном с любовью Покровском храме

На Пасху 2016 года в Покровском соборе совершили Заутреню и Литургию. А в Великую Субботу торжественно освящали куличи.

Из истории собора.

Раннее утро 24 сентября 2006 года было пасмурным, дождливым и ветреным. Но непогода не могла стереть улыбок с лиц прихожан Богородице-Скорбященского храма, подъезжающих к православному собору в Брансвик, в Мельбурне. Величие самого строения, красота пяти золотых куполов, увенчанных крестами, вызывали в душе ликование, а внутренний трепет ожидания начала великого освящения собора только усиливал это чувство.

Вошедший в храм невольно замедляет шаг. Удивляют обширность пространства собора и высота свода потолка. Натуральное дерево, использованное в убранстве собора, ласкает и зачаровывает взгляд. Три арки, расположенные справа и слева от центрального входа собора, опираются на высокие колонны. Каждая колонна украшена резьбой, которая поднимается вверх чуть выше человеческого роста. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых и извилистых линий на ровной поверхности древесины, чётко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым. Натуральный цвет деревянной резьбы хорошо оттеняется чередованием красного и зелёного цветов, которые использованы в раскраске фона резьбы. На каждой стороне всех четырёх колонн предусмотрено место для иконы. На некоторых сторонах колонн иконы уже помещены и украшены живыми цветами. Теплота и красота натурального дерева находят своё продолжение в резном иконостасе, который занимает центральную позицию в церкви, и резных царских вратах. Иконостас даже в своём незавершённом виде приковывает внимание. Яркая цветная раскраска фона резьбы, роскошная арка над царскими вратами и столбики-колонки придают всему иконостасу вид сказочного архитектурного сооружения. Резные царские врата иконостаса декорированы миниатюрными живописными иконами, помещёнными в резных киотцах, навершия украшены изображением Благовещения, в нижних регистрах помещены иконы с евангелистами: апостол Матфей, апостол Марк, апостол Лука и апостол Иоанн Богослов.

В иконописи резного иконостаса использована та же цветовая гамма, что и в раскраске фонов резьбы колонн и самого иконостаса. А золотистый фон каждой иконы одновременно выделяет её на иконостасе и служит гармоничным продолжением натурального цвета дерева.

Рядом с царскими вратами стоят два столика. Один маленький, другой побольше. Оба покрыты такими же салфетками, какими покрыты аналои. Столик, который поменьше, поставлен пред образом Спасителя. На нём – дискос под звездицею. Столик, который побольше, помещен пред царскими вратами. То, что на нём, накрыто салфеткой и недоступно взгляду. По краям этого столика стоят две горящие свечи.

Легкие деревянные киоты на одной круглой ножке, которая у подножия переходит в пирамиду с изображением креста на каждой из её сторон, покрыты салфетками с красивым синим рисунком и бахромой, пришитой по краям. Все они размещены в близости к амвону, который отделён от средней части храма деревянным низким барьером, идущим вправо и влево от царских врат, и заканчивающимся у врат, которые располагаются по обе стороны от царских.

Богомольцы подходят к аналоям и прикладываются к иконам, ставят незажжённые свечи в подсвечники.

Взор невольно устремляется вверх. Сразу же замираешь. Со свода взирает на тебя Спаситель, а три окна, расположенные ниже Его изображения, добавляют не только свет, но подчеркивают безграничность милосердного взгляда Спасителя. Ниже по своду написаны библейские картины, которые отделяются одна от другой изображениями четырёх евангелистов.

Храм наполняется звуками чуть слышных шагов. Его Преосвященство архиепископ Сиднейский и Австралийско-Ново-Зеландский Иларион входит в собор. Его встречают протоиерей Никита Чемадаков, протоиерей Николай Карыпов, протоиерей Александр Морозов, протоиерей Гавриил Макаров, протоиерей Николай Далинкевич, протоиерей Петр Шеко, протоиерей Георгий Лапардин, протоиерей Николай де Карлтон, иерей Борис Игнатьевский, иерей Георгий Морозов, иерей Симеон Кычаков, иерей Георгий Робинсон, иеромонах Джон Шмельц, иеромонах Джон Макферсон, иеромонах Ефимий Саморуков, протодьякон Василий Якимов, протодьякон Василий Козулин, дьякон Александр Абрамов. Владыка Иларион, облачившись во все священные одежды, осеняет присутствующих крестным знамением, после чего и владыка, и священнослужители, тоже облачённые во все священные одежды, надевают белые передники сверху этих одежд. После облачения священнослужители входят царскими вратами в алтарь, и царские врата затворяются.Некоторое время спустя из алтаря выходит протоиерей Петр Шеко и сообщает, что молящиеся смогут зажечь свои свечи от свечи, которую вынесет из алтаря владыка. Все замирают в ожидании. Из алтаря доносится песнопение. Это усиливает чувство благоговейного ожидания первой зажжённой свечи. Но вдруг раздаются звуки, напоминающие звуки ударов молотка по забиваемым гвоздям. Тишина в храме сменяется шёпотом, который нарастает в своей силе. Наверное, недоумевающие богомольцы, которые присутствуют на освящении храма в первый раз, пытаются узнать у более опытных, что происходит. Но вот царские врата открываются, выходить владыка, и в соборе водворяются тишина и покой. Владыка встаёт на колени лицом к присутствующим, которые тоже встают на колени, и начинает читать молитву. Он просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нём, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на богомольцев благодать небесного осенения. После молитвы владыка уходит в алтарь, царские врата опять затворяются, и возглашается великая ектения с прошениями об освящении храма и жертвенника.

Из алтаря слышится чтение молитв, а потом звуки, напоминающие те, которые создаются скольжением верёвки по дереву. Чтение молитв и песнопение продолжаются, потом архиепископ Иларион возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Царские врата открываются, и владыка Иларион выходит с кадилом. Его Преосвященству предшествует протодиакон Василий Якимов со свечёй. Владыка Иларион кадит весь храм, а за архиепископом следует протодиакон Василий Козулин и протоиерей Петр Шеко, который кропит стены собора святой водой, протоиерей Николай Карыпов помазывает их крестообразно святым Миром. Сначала помазывалась стена над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. Помазание оказалось делом нелегким. Чтобы дотянуться до верхней точки над вратами, стручец пришлось привязать к длинной, полой, железной трубке. Поднятая вверх, она начинала слегка вибрировать. Но отец Николай, казалось, этого не замечал. А может быть, ему помогало пение псалма «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих», в котором царственный пророк изливает свою радость при виде благолепия дома Господня.

Архиепископ Иларион и бывшие с ним священнослужители уходят в алтарь, а молящиеся слышат краткую ектению и чтение владыкой молитвы, в которой он просит Господа нисполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы возглашается: «Главы ваши Господи преклоните», и владыка читает молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшей до него от апостолов. Когда после завершения чтения молитвы царские врата открылись, все взоры обратились к тёплому жёлтому огоньку свечи, которую вынес владыка Иларион. Это та долгожданная первая зажжённая в алтаре свеча, о которой говорил отец Петр Шеко! Присутствующие потянулись к амвону, чтобы от свечи, которую вынес владыка, зажечь свои свечи, а от них — свечи на подсвечниках и лампады. Священнослужители вышли из алтаря и тоже стали зажигать свои свечи от свечи, которую держал владыка Иларион. И сердце как-то радостно защемило, и нежное тепло разлилось по храму, и множество маленьких солнышек осветило собор и устремилось за его пределы с крестным ходом. Архиепископ Иларион несет дискос со звездицею, который прежде стоял у иконы Спасителя, на главе. Хор поёт «Иже во всем мире мученик Твоих», а потом «Яко начатки естества» и «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». Но вот крестный ход останавливается у западных врат. Хор заходит в храм, а владыка Иларион и священнослужители остаются снаружи. Владыка Иларион ставит дискос на приготовленном столе, поклоняется, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом перед дверями лицом на запад. Он возглашает: «Благословен еси, Христе Боже наш», а сразу же после этого восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Хор внутри храма поет: «Кто есть сей Царь славы?» Архиепископ Иларион совершает каждение дискоса, снова повторяет слова, сказанные им прежде, и хор опять поёт те же слова. Тогда владыка Иларион снимает митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. После молитвы архиерей Иларион, взяв дискос на свою главу, знаменует врата храма крестообразно и произносит: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Двери отворяются, владыка Иларион со священнослужителями входит в алтарь.Протоиерей отец Николай Карыпов выходит из алтаря и говорит, что владыка закладывает святые мощи священномученика Фабиана (Фавия) и святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы в антиминс и напоминает, что в древние времена церкви строились только на святых останках.

Тем временем священнослужители в алтаре облачили престол в верхнюю одежду, изготовленную из дерева с резьбой, покрыли его четырехуголным платом. Архиепископ Иларион при чтении молитвы положил на престол Евангелие и Крест. После этого владыка Иларион с коленопреклонением и при коленопреклонении и всех предстоящих читает молитву о создателях храма. Он просит о том, чтобы Господь ниспослал благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

Краткая ектения и отпуст завершили чин великого освящения храма, после чего читались часы и совершалась Божественная литургия. Во время Божественной литургии протоиерей отец Николай Карыпов был награждён правом ношения нагрудного креста с украшениями за ревностное пастырское служение и в связи с завершением строительства собора и его освящением.

Ярким моментом Божественной литургии явилась проповедь архиепископа Илариона на русском и английском языках, в которой было отмечено, что все собравшиеся в соборе вознаграждены, и самые сердечные молитвы услышаны, а приходу этому было пожелание продолжать добрые дела во славу Божию. Далее владыка Иларион предложил вспомнить то время, когда израильский народ, находясь в Синайской пустыне, устроил скинию, чтобы возносить молитвы и приносить жертвы Богу в благодарность и во оставление грехов. После этого владыка Иларион напомнил о храме, который выстроил царь Соломон. Ответом на вопрос, для чего нужен храм, послужило продолжение проповеди. Владыка Иларион заметил, что в раю не было храма, Сам Господь общался с людьми. Живущие же на земле нуждаются в храмах. Нам должно молиться непрестанно. Но совместная молитва сильнее, а молитва при литургии самая сильная, ведь в храме Господь невидимо присутствует среди нас. В заключение наставления владыка Иларион пожелал Божьей помощи всем предстоящим, а храму сему пребывать здесь до скончания века.

После Божественной литургии протоиерей отец Николай Карыпов поздравил всех, кто трудился на строительстве храма, и вручил им Благословенные грамоты. Хор и богомольцы пропели многолетие, а потом вечную память тем, кто строил собор, но кого уже нет среди собравшихся в соборе.

Торжественным завершением праздничного дня стало открытие мемориальных досок, помещенных справа и слева у западных ворот собора. Одна мемориальная доска, установленная в честь освящения храма Покров Пресвятыя Богородицы, была открыта Георгием Лекакис, председателем комиссии по межкультурным делам штата Виктория, а другая – в честь освящения первого камня и в память о всех строителях собора, была открыта мэром районного округа Мореланд Антони Хелоу.

Освящение собора Покров Пресвятой Богородицы, несомненно, явилось знаменательным событием в жизни Русской Зарубежной Церкви, Австралийско-Новозеландской епархии и прихода, настоятелем которого является протоиерей отец Николай Карыпов. А из очень короткого разговора с Его Преосвященством ахриепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом стало известно, что ему приходилось участвовать в чине великого освящения храма и прежде, но освящение храма в Мельбурне стало первым, которое было совершено им самим. По всей видимости, не будет ошибкой сказать, что освящение собора Покров Пресвятой Богородицы явилось важной вехой и в жизни нашего владыки.

Среди тех, кому особенно дорого то, что завершено строительство храма и совершено его освящение, иерей отец Симеон Кычаков, настоятель Свято-Скорбященского прихода в Джилонге. Своё служение в сане дьякона он начал в приходе Покров Пресвятой Богородицы и принимал самое непосредственное участие в строительстве собора. Его имя внесено в список строителей, который помещён на мемориальной доске, укрепленной у западных дверей собора Покров Пресвятой Богородицы. Из беседы с отцом Симеоном удалось узнать, что прошло почти 17 лет с момента освящения первого камня собора, которое совершил 5 ноября 1989 года Его Преосвященство (+) архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Павел (Павлов). Строился храм на средства прихода и пожертвования православных верующих не только штата Виктория, но и некоторых приходов Америки, под попечительством протоиерея отца Николая Карыпова строителями из числа прихожан прихода Покров Пресвятой Богородицы и помощниками из числа прихожан других приходов штата Виктория. А ещё отец Симеон сказал, что, иеромонах Кирилл принял участие в чине великого освящения собора, и рассказал о том, что заключала в себе та часть чина освящения храма, которая совершалась в алтаре за затворёнными вратами. Оказывается, всё начинается с устройства престола (святой трапезы). Прежде всего архиепископ Иларион, благословив своих сослужителей, окропил святой водою столпы престола, а углы его полил крестообразно кипящим воскомастихом. Воскомастих по-другому называется мастика. Делается воскомастих из воска, мастики, толчёного мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ. Нужен воскомастих, так же как и гвозди, для прикрепления доски престола. Но в то же время воскомастих знаменует те ароматы, которыми было помазано тело Спасителя, снятое с Креста. Потом владыка окропил святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон, и она была положена на престольных столпах. Затем владыка окропил четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, укрепил доску на престольных столпах камнями с помощью священнослужителей (вот и объяснение происхождения того непонятного звук, похожего на то, что забивали гвозди, который нарушил тишину в храме). После утверждения престол омывался двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Омытый престол отирался полотенцами. Тому и другому омовению предшествовала тайная молитва владыки Илариона над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвы. Вторичное омовение престола состояло в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною), после которого священники растирали родостамну, втирая её руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирал «трапезу». После омовения трапезы архиепископ Иларион с благословением имени Божия приступил к помазанию ее святым Миром. Сперва он изобразил Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны её немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изобразил по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, изобразил святым Миром три креста на антиминсе. После помазания Миром престол облачался в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду (срачицу), священнослужители троекратно опоясуют престол верёвкой (а вот и объяснение второму звуку, который раздавался из алтаря) так, что на каждой стороне его образуется крест. Потом освящалась верхняя одежда престола (индития), и ею облачался престол. Затем на престол возлагался после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывалось пеленою. После этого старейший пресвитер облек с окроплением святой водою жертвенник в священные одежды, поставил на нём освященные сосуды, покровы и закрыл их пеленою. Отец Симеон объяснил, что жертвенник – это место только приготовления жертвы, а не освящения ее, поэтому он не освящался подобно престолу. Только после этого были сняты белые передники (запоны) с архиепископа Илариона и священников, и царские врата открылись.

Рассказал отец Симеон и о том, что на дискосе под звездицею, который стоял у царских врат, были положены святые мощи. После перенесения и положения мощей под престолом архиепископ Иларион, помазав святым Миром частицы мощей, вложил их в антиминс и укрепил воскомастихом.

Благодаря отцу Симеону удалось воссоздать полную картину великого чина освящения собора Покров Пресвятой Богородицы, лучше понять содержание богослужения, которое, без сомнения, останется в памяти присутствовавших навсегда.

Л. А. Кашина

МАТЕРИАЛ САЙТА СВЯТО-СКОРБЯЩЕНСКОГО ПРИХОДА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
АВСТРАЛИЙСКО-НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ
http://www.geelongparish.org.au/consecrationrus.html

Еще немного из истории собора.

В конце 70-х — начале 80-х годов ХХ века прихожане и духовенство существовавшего в Коллингвуде (Collingwood) прихода Покрова Пресвятой Богородицы стали задумываться о перенесении прихода на новое место. Связано это было и с тем, что существовавшее здание стало тесным, и, не в последнюю очередь, с усугибшимися трудностями с парковкой. Поначалу всерьез рассматривалась лишь возможность приобретения уже существовавшего здания и приспособления его под церковь и приходские службы. В 1983 г. Церковный совет во главе с о. Уолли Евсюкоффом (Wally Evsukoff) принял решение о покупке у Объединенной церкви церковного здания в Кембервелле (Camberwell). Дело дошло до подписания договора о купле-продаже, однако из-за изменившихся у обеих сторон обстоятельств, сделка была расторгнута. Затем было принято решение о покупке земли и возведении нового здания, что явилось результатом активной поддержки этой идеи прихожанином Алексом Александером (Александром Сергеевичем Александровым) и о. Николасом Карпоффом, в настоящее время (1999) служащим настоятелем прихода. Они исходили, в первую очередь из того, что церковь в русском стиле в большей мере будет соответствовать эстетическим запросам прихожан, нежели переделанное здание, изначально выстроенное в западном стиле. Провели демографическое исследование, в результате которого было решено, что новая церковь должна быть построена не далее, чем в пяти километрах от Коллингвуда. А. Александер подыскал участок на Гаррисон-стрит в Брунсвике (Harrison Street, Brunswick), в районе, не отличавшимся в то время особой привлекательностью на рынке недвижимости. Совет, однако, пришел к выводу, что окружение участка настолько плохо, что изменения в будущем могут быть только к лучшему, а потому покупка его экономически выгодна. Теперь, с устройством на прилегающей территории общественного парка и расчисткой русла ручья Merri Creek, решение Совета выглядит вполне оправданным. Договор о приобретении участка площадью в 1,3 акра за 82,500 долларов был подписан 6 февраля 1984 г. Затем Церковный совет и Строительный комитет обратились в архитектурную фирму DDM (Пол Савенкофф и Алекс Цеберг) в Данденонге с заказом разработки предварительных планов церкви и общинного дома. О планирующемся возведении новой русской церкви стало известно о. Дмитрию Александрову, жившему тогда в Сиднее (ныне – 1999 – владыка Даниил, служащий в Eirie, Pennsylvania). О. Дмитрий заинтересовался проектом, запросил эскизы и дал много ценных советов. Однако вскоре он был переведен в США и не мог более принимать участие в осуществлении проекта. Тем не менее, под его влиянием Строительный комитет стал придерживаться той точки зрения, что в наше время русская церковная архитектура должна начинаться с той точки, которой ознаменовался ее расцвет, то есть со стиля XVII века (о. Дмитрий полагал, что в последующие периоды западноевропейские веяния нанесли непоправимый ущерб исконно русской архитектуре). В дальнейшем Влад Луговой предложил следовать в проектировании церкви ярославским образцам, полагая, что такой стиль будет в наибольшей мере соответствовать духу Мельбурна. Затем о. Николас привлек к работе над эскизами церкви и ее убранства свою сестру Антонину Ганину, профессионально занимавшуюся иконописью. Эскизы художественного оформления церкви были готовы, в основном, в 1985 г. За образец была взята церковь Иоанна Златоуста в Ярославле. Трем архитекторам — Владу Чернову, Алексу Каменеву и Джону Петракису – было предложено участвовать в конкурсе архитектурных проектов церковного комплекса. Выиграл проект Петракиса, который и был подан на утверждение в муниципальный совет Брунсвика. Такт и дипломатические способности Петракиса оказались весьма полезны для того, чтобы проект был утвержден без необходимости поступаться принципиальными особенностями архитектурного решения. Церемония закладки храма состоялась 5 ноября 1989 г. В фундамент церкви были положены частицы мощей влмц. Великой княгини Елизаветы. 

По материалам сайта собора.
Текст : http://sobory.ru/article/?object=10796