8/03/2015 Проповедь священника Георгия Брылёва в Неделю 2-ю Великого поста

размещено в: Живая лента | 0

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторую Неделю Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Его имя связано с так называемыми исихасткими спорами, которые возникли в Византии в 14-ом веке.

Много ранее, в 8-ом веке, в монашеской практике появилась молитва Иисусова, которая произносилась по-разному: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», или «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи, помилуй». Дело было не столько в словах, сколько в самой молитве, то есть обращенности ума и сердца молящегося человека к Богу.

А в конце 10-го – начале 11-го века в Константинополе жил святой человек по имени Симеон Новый Богослов. Он был игуменом одного из Константинопольских монастырей, очень уважаемый и почитаемый в народе и при дворе человек. Он был мистиком, ему были явлены откровения Божии и эти откровения он описал в своих трудах, в частности видения нетварного Божественного света

В 13-ом веке этот опыт преподобного Симеона Нового Богослова был воспринят на Святой Горе Афон, где получило распространение движение исихазма («исихиа» в переводе с греческого языка означает «покой»). Монахи – исихасты, используя психосоматический метод в молитве, созерцали нетварный Божественный свет, о котором писал преподобный Симеон. Особенности психосоматического метода впервые были описаны в трактате «Метод священной молитвы и внимания», который приписывают преподобному Симеону.

Суть его заключается в следующем: «Сев в безмолвной келье и наедине в каком-либо одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе. Затвори дверь ума и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь — о чудо! — непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет! помысел при его появлении, прежде чем тот завершится или сформируется. С этого времени ум, памятуя о бесовской злобе, воздвигает естественный гнев и, преследуя, поражает мысленных врагов. Прочему ты научишься, с помощью Божией, в хранении ума, держа Иисуса в сердце».

Данный отрывок может вызвать у нас определенное непонимание и, может быть, даже недоверие. Но надо иметь в виду, что данные рекомендации имели целью полностью сосредоточить внимание молящегося на молитве. Для этого нужно было сесть, склонить голову, спокойно дышать и прочее. И все это потому, что человек состоит не только из души, но и из тела. И не только душа, но и тело человека может участвовать в молитве, то есть способствовать молитве или мешать ей.

В 14-м веке возник спор вокруг психосоматического метода молитвы и учения исихазма в целом. Главными действующими лицами были Варлаам Калабриец и святитель Григорий Палама.

Варлаам был родом из южной Италии и был очень ученым человеком. В 30-х годах 14-го века он приехал в Константинополь и сделал блестящую карьеру при дворе императора.

Варлаам был рационалистического взгляда, и когда он узнал об афонской практике исихазма, стал ее высмеивать, называя последователей исихасткого метода молитвы «пуподушниками», как будто бы они считали, что душа человека находится в его пупке.

Видение нетварного Божественного света на молитве Варлаам считал прелестью, мистическими играми, которые имеют своим источником не Бога, а злую бесовскую силу.

На защиту афонских монахов встал Григорий Палама, который в то время и сам был афонским иноком, а впоследствии – архиепископом Фессалоник.

Григорий написал несколько трактатов в защиту исихастского движения, где защищал психосоматический опыт молитвы, учение о нетварном Божественном свете и границах богопознания.

Варлаам считал, что Бог, будучи иноприроден тварному миру, абсолютно непостижим для человека. Григорий Палама, выражая восточнохристианское понимание Божества, говорил о непостижимости Бога по существу и возможности познавать Его в Божественных энергиях, Его действиях. В связи с этим Григорий говорил о Божественном свете, который подвижники лицезрели на молитве, как о нетварном свете Бога, Его энергии (а не то, что он некий материальный феномен, тварный свет, иноприродный Божеству), подобный тому, который апостолы видели на горе Фавор во время Преображения.

Между Варлаамом и Григорием завязалась полемика. Доводы Григория его не убедили, и он потребовал от императора созыва Собора. Собор был созван в Константинополе в 1341 году и утвердил православное учение Григория Паламы. Варлаам бежал в Рим.

Впоследствии споры снова возникали, так как у Варлаама остались последователи. В Константинополе состоялось еще два Собора, утвердившие учение Григория Паламы.

Святитель Григорий Палама был прославлен в лике святых в 1368 году, спустя небольшое время после своей смерти, при Патриархе Филофее Константинопольском, который был его учеником. Память святителя Григория была назначена на вторую Неделю Великого поста, с тех пор она так и совершается.

Конечно, то, о чем мы сейчас говорили, относится к очень высокому духовному уровню. Мы не можем так просто его достичь. Но что мы можем? Мы можем молиться так, как мы это умеем. Молитве святые отцы придавали большое значение. Почему так важна молитва? Цель нашей христианской жизни исправление себя по образу и подобию Божию. Это значит, что нужно бороться со своими страстями. Бороться со страстями очень сложно, не всегда так просто получается. Если мы научимся молитве, то у нас будет положительный опыт общения с Богом и бороться со страстями будет значительно проще. Иногда даже молитва сама по себе вытесняет страсти. Потому что если человек увлечен позитивным делом (получая при этом Божественную благодать), на негативное – не остается времени и желания.

Таким образом, молитва способствует добродетельной жизни. А добродетельная жизнь углубляет молитву.

Память святителя Григория Паламы и исихастских пустынников пусть подвигают нас, дорогие братья и сестры, к научению царице добродетелей – молитве. Аминь.