Слово протоиерея Павла Кондракова за Божественной литургией 12 февраля 2016 года

размещено в: Живая лента | 0

Мы празднуем день трех Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Они разные по своему характеру и проявлению в церковной деятельности. Но их объединяет любовь к Богу и преданность Его Церкви. Они, забывая себя, готовы были пострадать ради блага Церкви.

Праздник трех святителей — послание нам, современным христианам, которое открывает волю Божию для нас. Единство угодно Богу, разделение — дело сатаны, какими бы благочестивыми предлогами оно не прикрываясь. Что же случилось в том далеком XI веке?

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на Ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.

Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.

Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца, ни края.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне святителю Иоанну, митрополиту Евхаитскому, сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Ведь было бы благочестиво, как думалось христианам XI века, выделить именно своего любимого святителя и всей душой почитать его, а других ставить ниже. Из-за этого церковная жизнь в Константинополе была не спокойна, ибо три лагеря почитателей трех разных святителей конфликтовали между собой.

Нам сейчас это понятно, когда мы смотрим с высоты наблюдателей XXI века. Но ведь взгляд со стороны на исторические ошибки не всегда означает, что мы избегаем этих ошибок. Разве у нас нет разделений? Разве мы себя не оправдываем, когда подходим к Чаше Христовой с непрощением, а иногда и раздражением на ближнего. Чаша Господня объединяет нас в Единое Тело Христово, Богочеловеческий организм, Глава которого Сам Господь наш Иисус Христос. Мы все крещены и облеклись во Христа, поэтому и называемся христианами. Мы все «мазаны одним миром». Приходя в храм Божий, осознаем ли мы, что мы братья и сестры, и что у нас Один общий Отец, Сам Бог, а мы Его дети? Невозможно этого понять, пока мы по старой привычке будем безразлично относиться друг к другу. Нельзя делить прихожан «на своих и чужих», потому что у Бога мы все свои. Иначе это уже не Церковь, это группка людей с сектантским мышлением, пригревшаяся при Доме Божием.

А как часто бывает, что мы даже не знаем, кто с нами молится рядом в нашем храме! Он стоит и вот он не пришел на службу. Задумались ли мы хоть раз, что с ним случилось? Может, он заболел и ему нужна помощь? Но нет, он же не из моей, близкой мне группы людей, с которыми общаюсь, поэтому я его не знаю и даже не задумываюсь, что с ним. Часто мы даже не вникаем в слова общей службы, в которых диакон в ектениях, молитвенно ведя за собой народ, призывает молиться за всех православных христиан в этом мире. Но нет! Мы этого не слышим, потому что мы заняты своими проблемами, мы просим только о себе, часто не раскрывая своего сердца в молитве за других, и даже тех, кто по разным причинам не смог прийти в храм с нами помолиться. Поэтому-то мы и не знаем тех, кто рядом с нами молиться, потому что он не входит в нашу любовь, в наши переживания и молитвы.

Я думаю, все это не случайно! Достаточно беспристрастно посмотреть на самих себя, на свою жизнь. Что нас интересует? Что захватывает наше сердце? Мы интересуемся всем, чем угодно, только не жизнью Церкви или ставим эти интересы на последнее место. Мы в курсе политических, спортивных и других событий. А кто из нас поинтересовался недавним очень значимым для нашей Церкви событием-Архиерейским собором, прошедшим в Москве. Ведь в Москве собралась вся полнота Русской Православной Церкви! (Достаточно было взглянуть на число владык, приехавших из разных уголков нашей Родины, молитвенно разделить со Святейшим Патриархом радость в День его интронизации на Божественной литургии в храме Христа Спасителя). Какие решения были приняты на нем? Кому это интересно? Ну, нельзя называться христианином и быть индифферентным ко всему, что происходит в жизни нашей Матери-Церкви! Давайте честно на себя смотреть и каяться в своем безразличии, которое и определяет всю нашу жизнь, отношение к Богу, пастырям и ближним.

Пусть икона трех святителей Божиих напоминает нам о единстве во Христе всех нас, чад Божиих.