Проповедь священника Георгия Брылева после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в храме святителя Николая в Покровском 5 марта 2014 года

размещено в: Живая лента | 0

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

В очередной раз, дорогие братья и сестры, мы входим в подвиг Великого поста. Во время поста мы будем молиться и каяться, будем стараться победить свои страсти – все это для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Мы также будем вспоминать святых подвижников Божиих Григория Паламу, Иоанна Лествичника, Марию Египетскую и других, и стараться по возможности прилагать их опыт к своей жизни. 

Именно этой теме – приложения подвижнического опыта святых, в том числе и постнического, к нашей жизни хотелось бы посвятить данное слово.В чем этот опыт? Что из подвига святых подвижников мы могли бы усвоить, а что, скорее всего, окажется для нас недоступным?

Цель христианской жизни по верному слову преподобного Серафима Саровского состоит в стяжании Святаго Духа Божия.

Чтобы нам было проще понять, что такое стяжание Святаго Духа, можно указать на те качества, которыми Святой Дух наделяет правильно подвизающегося человека. Об этом говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5,22-23).

Именно в усвоении всех этих качеств состоит цель христианского подвига. Средствами же, ведущими нас к этой цели, и об этом также говорит преподобный Серафим, являются пост, молитва, бдение, различные добрые дела.

Все люди разные. Каждый человек имеет свои определенные силы, здоровье, обстоятельства жизни и прочее, поэтому преподобный Серафим советует налегать на те добродетели, которые приносят нам больший духовный плод. Кто чувствует большую пользу от телесного поста – тот больше постись. Кому больший плод приносит молитва – пусть больше молится. Кому ближе дела милосердия – налегай на эти дела. Главное – чтобы были плоды!

Преподобные Иоанн Лествичник, Мария Египетская и прочие подвижники много постились, молились, несли различные телесные подвиги, о которых нам даже помыслить страшно. И при этом достигали великих духовных плодов.

Некоторые и теперь, в наше время, пытаются подражать их усилиям, но часто подобные попытки не увенчиваются успехом. В чем же дело?Преподобный Антоний Великий на этот счет говорил так: «Есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, и, однако ж, удалились от Бога, потому что не имели рассудительности».

Для правильной духовной жизни нам необходимо духовное рассуждение. Духовное рассуждение имеет такое значение, что многие Отцы считали данную добродетель одной из важнейших.

Древним святым подвиги строгого поста, продолжительного бдения и усиленной молитвы помогали в прохождении покаянного подвига. Раньше люди были не только духовно, но и физически гораздо более сильными и выносливыми. Неразвитая медицина, естественный отбор, свежий воздух, чистая вода, здоровая пища способствовали крепкому телесному здоровью. Строгое воздержание помогало человеку обуздать свои страсти, ослабить тело так, чтобы легче было творить молитву и добрые дела. Современный же человек, по меткому слову одного священника «это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня».

Поэтому те методы духовной борьбы, которые, так сказать, «работали» в давние времена, объективно теряют свою эффективность в настоящее время.

Мы дышим отравленным воздухом, пьем грязную воду и едим синтетическую пищу. Современная медицина во многом позволяет сохранить жизнь и долгоденствие, но по-настоящему не дает человеку здоровья. Существует множество иных причин, по которым в наше время трудно найти стопроцентно здорового человека.

Мы бываем подчас настолько слабы, что лишь небольшое ограничение себя в пище и отдыхе, приводит к совершенному бессилию и неспособности ни к молитве, ни к какому-либо доброму делу.

Однако в наше время люди сталкивается с такими проблемами, с которыми не приходилось иметь дело человеку в древности.

Многие живут в больших городах и испытывают ежедневный стресс от различных факторов, связанных с городской жизнью: огромная плотность населения и бесконечная суета, постоянный дефицит времени, а потому всегдашняя спешка, непрестанное общение наряду с колоссальным информационным воздействием…

В таких условиях было бы правильным несколько иным образом подойти к постному подвигу. Мы не сможем так мало есть и спать, как делали это подвижники в древности. Не хватит здоровья и сил. А если и хватит, то такой телесный подвиг, скорее всего и останется лишь телесным, и не принесет необходимых духовных плодов.

В современных условиях, мы могли бы больший акцент поставить на духовном восприятии поста. Что это значит? Это значит, что мы должны думать не только, и не столько, о строгости в питании, сколько о том, чтобы больше внимания уделить духовному чтению и размышлению. Больше внимания уделить молитве. Не формальному исполнению определенного правила, а сердечному молитвенному деланию, все равно, в какой форме. Может быть, это будет молитва Иисусова, произносимая в течение дня. Может быть, это будет лишь несколько слов, сказанных Господу, но сказанных от души. Молитва может быть и совсем без слов, как непрестанное хождение пред Богом, делание всякого дела во славу Божию, как послушания данного от Господа. При таком отношении можно и посуду мыть, и дом строить, и документы оформлять, и любое другое дело совершать, и этим делом служить Богу. Если серьезно, ответственно и от души подходить к своим обязанностям, то это и будет служение Богу, можно сказать непрестанная молитва.

А может быть, еще важнее будет для нас даже не молиться, но внутренне остановиться, отойти от суеты, спокойно сесть, подумать о жизни: кто я, для чего я живу, что во мне и моей жизни неправильного, что бы стоило изменить?

Специфика нашего времени такова, что именно духовное восприятие поста, не формальное, не по букве, востребовано как никогда ранее, если мы действительно хотим трудиться не впустую, но заинтересованы в своем духовном возрастании.

Пример святых угодников Божиих пусть вдохновляет нас на подражание. Не в смысле желания внешним образом повторить те подвиги, которые они несли, а в смысле стремления исправить свою жизнь, с помощью Божией постараться изменить себя к лучшему.

И пусть этот Великий Пост станет для нас очередным шагом в нашем духовном восхождении к Богу. Аминь.