Проповедь протоиерея Павла Кондракова в понедельник первой седмицы Великого поста

размещено в: Живая лента | 0

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Вот и наступил долгожданный пост. Для кого-то это время радости, наконец-то душа отдохнет от запросов плоти и ее засилья. Для кого-то непонятный период, посмотрим, что из этого получится. А для кого-то и страха, страха как это можно выдержать, мои телесные силы ограничены! Церковь же называет это время духовной весной. Как весной природа оживает и достигает расцвета всех жизненных сил, спрятанных до времени в период зимы, так и человек оживает за время поста, оживотворяется в покаянии и раскрывается для жизни с Богом.

Церковь как чадолюбивая Мать ограждает нас от насилия греховных желаний через пост. Наше тело умиряется, желания плоти ущемляются. Дух возвышается и ставится во главу жизни человека. Духовные запросы получают первостепенное значение. Но помимо ограничения человека от воюющих на него похотей плоти, дается молитвенная сила, укрепляющая на пути поста. Поэтому-то в первые четыре дня и поется во всех храмах Великий канон Андрея Критского.

В самом начале Великого поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим этот великий покаянный канон. Он разделен на четыре части и читается за Великим повечерием, вечером, в первые четыре дня поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством святитель Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божии в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Канон начинается с глубоко личного вопля: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»

Итак, в течение четырех вечеров девять песен канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния.

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий канон, требуется, конечно, знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. Если в наши дни столь многие находят его скучным и не относящимся к нашей жизни, это происходит оттого, что вера их не питается из источника Священного Писания, которое для Отцов Церкви было именно источником их веры. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире

и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни.

Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Канон святого Андрея Критского говорит о зыбкости и хрупкости нашей жизни, в которой мы ничего не успеваем, о сущностной бесплотности времени. «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается…», время проходит «как сновидение», жизнь истощается: «Ум изранен, тело расслаблено, болезнует дух, слово силу потеряло».

Отцы-пустынники пишут об одном из величайших грехов — забвении Бога, не понимания самого себя и тайны другого, истины существ и вещей. Это подобие сна наяву, исполненного пустых мечтаний, в которых душа «рассеивается», раздваивается. Об этом раздвоении говорится в Послании апостола Иакова: «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих», распадается на части, становится жертвой беса. «Вотще в пустоте расточил я достояние души своей», «никчемен я и бесплоден».

Поэтому-то очень важно для пробуждения души посещать службы Великого повечерия первые четыре дня, чтобы оторваться от того земного мудрования, которое закрывает нас от Бога, Его благодати. Известный старец Иоанн Крестьянкин вспоминал о своей лагерной жизни и говорил, что никогда после этого у него не было такой горячей молитвы как в то время. Его каждый день был как последний, ибо он не знал, что с ним будет. Эта настроенность возвышала душу и он всецело предавал себя воле Божией. Неужели нам надо ожидать таких страшных условий, чтобы проснуться?

Постараемся вникнуть в смысл всего, что нам в богослужениях, как некий бесценный дар, дает Мать-Церковь. Это поможет нам правильно настроиться на тот покаянный лад, который угоден Богу. Постараемся не упустить такую возможность-возможность принесения покаяния своему Творцу и Он, как чадолюбивый Отец, исцелит нашу израненную грехами душу.

Аминь.